Найти тему

История картины "Клиника доктора Гросса", которая оказалась чересчур правдоподобной для своего времени

Томас Икинс "Клиника доктора Гросса" 1875
Томас Икинс "Клиника доктора Гросса" 1875

В 1876 году, когда Америка в сфере искусства была далеко не на первых позициях, а один из ее самых известных классических художников- реалистов Томас Икинс, находился лишь в начале своего пути, в Филадельфии ( впервые за пределами Европы) проходила Всемирная выставка - символ неукоснительных побед технического и культурного прогресса для всех "цивилизованных" держав.

Икинс - молодой художник, и по совместительству житель Филадельфии, решает представить на выставке одно из своих самых масштабных полотен, над созданием которого трудился весь прошлый год, и на которое возлагал большие надежды.

Сэмюэль Гросс
Сэмюэль Гросс

Картина изображала Сэмюэля Гросса - профессора, практикующего хирурга, и преподавателя местного колледжа Джефферсона, в анатомическом театре кафедры, в тот момент, когда он делал публичную показательную операцию на бедре.

Рембрандт "Урок анатомии доктора Тюльпа"  1632
Рембрандт "Урок анатомии доктора Тюльпа" 1632

Работая над картиной, Томас Икинс основывался не только на свой личный опыт, насмотренность и знание современных ему методик преподавания, но и на примеры художников - предшественников. В частности, всемирно известного голландского живописца Рембрандта ван Рейна, и его групповые портреты членов гильдии хирургов, решенные в виде всего того же наглядного урока анатомии.
Подобные уроки и сюжеты, что во времена Рембрандта, что во времена Икинса - были обычным делом, и не вызывали у зрителя особого отторжения. Но именно Икенс впервые решился показать операцию не на лишенном жизни трупе, а на живом человеке.

-4

Комиссия, осуществляющая предварительный отбор на экспозицию, была настолько взволнована за реакцию публики, что выделила для полотна художника место в медицинской секции, среди хирургических инструментов и схем усовершенствованных методик лечения.
Но даже там, уведенная шокированными зрителями, она была обругана и подвергнута жесточайшей критике.
В чем была причина такого возмущения?

-5

Все дело в крови на руках.

Караваджо  «Юдифь и Олоферн»  1599
Караваджо «Юдифь и Олоферн» 1599

Спокойно смотря на классические полотна представляющие мучения и кровавыми мифических героев и людей прошлого, зрители не могли без содрогания смотреть на изображение боли и страданий в современных для них реалиях. Публика не могла принять полотно, которое не было ни развлекательным, ни возвышающим.Столь уважаемый человек как доктор Гросс, не мог допустить, чтобы его руки были в крови. Парадная живопись не имела право шокировать.

Икинс представил перед зрителем живопись, которая была более реалистичная (более правдоподобная) чем того требовало его время.

Томас Икинс "Клиника доктора Эгню" 1889
Томас Икинс "Клиника доктора Эгню" 1889

Двумя годами позже Икинс пишет еще одну картину, и по сюжету и по названию очень похожую на полотно со Всемирной выставки.
В "
Клинике доктора Эгню" практически нельзя рассмотреть кровь, операция показана на порядок условнее, и в отличии от предыдущей картины, оперирующий персонал был одет в специализированную форму и резиновые перчатки. Но и она была раскритикована общественностью.
За что? За возмутительное изображение женской наготы.
В сознании общества, нагота античных статуй, дев Ренессанса и современных им моделей была не сопоставима.