В 1876 году, когда Америка в сфере искусства была далеко не на первых позициях, а один из ее самых известных классических художников- реалистов Томас Икинс, находился лишь в начале своего пути, в Филадельфии ( впервые за пределами Европы) проходила Всемирная выставка - символ неукоснительных побед технического и культурного прогресса для всех "цивилизованных" держав.
Икинс - молодой художник, и по совместительству житель Филадельфии, решает представить на выставке одно из своих самых масштабных полотен, над созданием которого трудился весь прошлый год, и на которое возлагал большие надежды.
Картина изображала Сэмюэля Гросса - профессора, практикующего хирурга, и преподавателя местного колледжа Джефферсона, в анатомическом театре кафедры, в тот момент, когда он делал публичную показательную операцию на бедре.
Работая над картиной, Томас Икинс основывался не только на свой личный опыт, насмотренность и знание современных ему методик преподавания, но и на примеры художников - предшественников. В частности, всемирно известного голландского живописца Рембрандта ван Рейна, и его групповые портреты членов гильдии хирургов, решенные в виде всего того же наглядного урока анатомии.
Подобные уроки и сюжеты, что во времена Рембрандта, что во времена Икинса - были обычным делом, и не вызывали у зрителя особого отторжения. Но именно Икенс впервые решился показать операцию не на лишенном жизни трупе, а на живом человеке.
Комиссия, осуществляющая предварительный отбор на экспозицию, была настолько взволнована за реакцию публики, что выделила для полотна художника место в медицинской секции, среди хирургических инструментов и схем усовершенствованных методик лечения.
Но даже там, уведенная шокированными зрителями, она была обругана и подвергнута жесточайшей критике.
В чем была причина такого возмущения?
Все дело в крови на руках.
Спокойно смотря на классические полотна представляющие мучения и кровавыми мифических героев и людей прошлого, зрители не могли без содрогания смотреть на изображение боли и страданий в современных для них реалиях. Публика не могла принять полотно, которое не было ни развлекательным, ни возвышающим.Столь уважаемый человек как доктор Гросс, не мог допустить, чтобы его руки были в крови. Парадная живопись не имела право шокировать.
Икинс представил перед зрителем живопись, которая была более реалистичная (более правдоподобная) чем того требовало его время.
Двумя годами позже Икинс пишет еще одну картину, и по сюжету и по названию очень похожую на полотно со Всемирной выставки.
В "Клинике доктора Эгню" практически нельзя рассмотреть кровь, операция показана на порядок условнее, и в отличии от предыдущей картины, оперирующий персонал был одет в специализированную форму и резиновые перчатки. Но и она была раскритикована общественностью.
За что? За возмутительное изображение женской наготы.
В сознании общества, нагота античных статуй, дев Ренессанса и современных им моделей была не сопоставима.