Обратите внимание на конструкцию советских танков предвоенного периода, например Т-26, Т-28 и Т-35. Они явно отражают концепцию сухопутных кораблей, маленький - с одной башней, побольше с тремя, и тяжелый крейсер, таранящий вражескую оборону и поливающий врага огнем всех пяти башен. Да, жизнь поправила военных идеологов, но с точки зрения познания пути конструкторской мысли было бы очень интересно посмотреть на многобашенные танки вживую. Т-35 построили считанные десятки, и в танковом музее в Кубинке имеется это чудо. А вот Т-28 уже сотни, и я решил поискать след одного из них в городе Горьком. Хотя до войны в этом далеком от границы городе танков не строили, но в нем некоторое время дислоцировалось Горьковское бронетанковое училище им. И. В. Сталина со своим танкодромом. Правда в 1938 году оно переехало в Харьков, и в учебном парке Т-28 не было.
И все же по крайней мере один такой танк в предвоенном Горьком был! Его появление связано с деятельностью легендарного конструктора артиллерийских систем Василия Гавриловича Грабина, КБ которого размещалось на 92-м заводе с 1934 года. Василий Гаврилович был не только замечательным инженером, но и гениальным организатором, вхожим в сталинские верха СССР. Здесь мы упомянем только об одном эпизоде его работы на благо Родины.
В 1939 году танковая 76-мм пушка Ф-32, спроектированная в ОКБ-92 Грабина победила в конкурсе пушку Л-11 конкурента-Ленинградского КБ, и с января 1940 стала осваиваться в производстве на Кировском заводе и устанавливаться на новый тяжелый танк КВ, который тоже строился на ЛКЗ. Василий Гаврилович был убежден, что 76-мм для тяжелого танка – мало. Несмотря на отсутствие техзадания и финансирования, Горьковское КБ в инициативном порядке разработало 85 -мм пушку Ф-30 для КВ-1, но верхнее руководство ГБТУ недолюбливало Грабина, и отказалось дать заводу танк работы над новой пушкой. Тогда сторонники конструктора из бронетанкового управления добыли старый танк Т-28. Его боевое отделение было меньше, чем у КВ, и если пушка пометилась бы в него, то уж в тяжелый танк точно бы влезла.
Через три месяца опытное изделие уже стояло на Т-28, а заводские испытания были успешно закончены за две недели. Танк ездил и крутил башней, орудие тестировалось при искусственном откате и на интенсивное заряжание. Только стрелять из танка не решились, поскольку по расчетам нагрузка на погон башни при выстреле превысила бы максимальную. Готовую пушку отвезли на танковый завод, но так и не установили на КВ-1, и на вооружение не приняли, бюрократы- военные тогда победили.
В январе 1940 года ОКБ-92 изготовляет пушку Ф-39 уже калибра 95 -мм аналогичной с Ф-30 конструкции, и устанавливает его в тот же прописавшийся на заводе Т-28. Опять орудие проходит испытания, и снова нет заинтересованности у военных.
Как бы то ни было, пушки Грабина все равно стали основой нашей артиллерии во время ВОВ, а вот Т-28 по непроверенной информации остался заводским имуществом. По всей видимости, он был переплавлен и сгинул бесследно.
Можно сказать пару слов об этой интересной машине.
Танк был спроектирован в КБ Семена Гинзбурга по мотивам английского танка «Виккерс 16-тонный» и немецких опытных танков, при этом от иностранных прародителей бралось лучшее. Прототип начал испытания в мае 1932 года, но развернуть серийное производство на Кировском заводе в Ленинграде удалось фактически только в 1936 году. Танк неоднократно модернизировался, усиливалось вооружение, но все же осталось слабым, усиливалась защита за счет экранировки. Всего построили немногим более 500 танков (данные источников разнятся), которые в целом успешно использовались в Финскую войну. В самом начале ВОВ явно устаревший Т-28 все же сказал свое слово, но подавляющее большинство машин были потеряны не в бою, а от поломок, изношенности и недостатка запчастей. Последнее боевое применение зафиксировано в 1944 году.
Знаменательную записку о модернизации Т-28 написал в бронетанковое управление легендарный создатель танка КВ Ж.Я. Котин в 1937 году, когда стал главным конструктором ЛКЗ. Он предлагал удалить пулеметные башенки, сделать танк короче на 600 мм, а резерв массы пустить на усиление брони, вооружить танк длинноствольной пушкой 76,2 мм или еще большего калибра,
изменить подвеску. Модернизированный танк можно будет выпускать уже в следующем году, завершает Котин свой анализ и просит разрешения приступить. Ничего ему ретрограды из ГБТУ не разрешили!!
Самое интересное, что, если нарисовать этот измененный Т-28, получится силуэт, очень похожий на Т-34. Т .е. мы уже в 38 году могли освоить в производстве почти полный аналог тридцатьчетверки, и какое преимущество было бы у нас перед врагами!
Посмотрев старые фотографии и порасспросив народ, я услышал кое-что интересное от пожилого ветерана предприятия, работавшего на заводе во время Великой отечественной войны. И вот я иду по территории Горьковского машиностроительного завода №92, чтобы проверить его легенду. Право, информацию и легендой назвать нельзя, так слушок один, что на заводе у старого цеха лежит никому не нужная башня от того самого танка Т-28. На дворе стояла эпоха застоя в самом своем мучительном конце, когда Михаил Сергеевич только-только влез на советский Олимп, и еще не начал все ломать и перестраивать. Огромный завод тогда оставлял какое-то двойственное впечатление. Рядом с современными цехами стояли древние полуразвалившиеся облезшие здания, которые хотелось немедленно снести бульдозером и устроить клумбу с цветами.
Среди заводских строений по всей территории было несколько монументов, или, как бы их получше назвать, образцов военной продукции предприятия. На возвышении стояла корабельная скорострельная артустановка, на другом стоял зенитный ракетный комплекс, попадались различные пушки, в том числе - военных времен. Эти машины для убийства и разрушения оживляли пейзаж, и были по-своему интересны, но я искал кучу ржавого металлолома у старой стены, внизу которой по слухам и врастала в землю башня. Когда я нашел указанное место, то понял, что мне не повезло. Оказалось, что кучу недавно вывезли на переплавку, и реликт довоенной эпохи мне не попался. Одна надежда, что еще остался человек, который знает правду о его судьбе.
статья про поющий подшипник
статья про подарки англичан внутри стволов
статья про зависимость качества Т-34 от лэнд-лиза
статья про курьез с танком Матильда