Найти тему
Parnas on-line gallery

Богини рабочего класса эпохи коммунизма в картинах Александра Самохвалова.

Оглавление
Метростроевка со сверлом, 1937
Метростроевка со сверлом, 1937

Советский строй ввел моду на совершенно новый тип женщин, аристократическая тонкость и болезненность перестала быть эталоном женственности на долгие годы.

Советские женщины в искусстве – отдельная и очень интересная категория героинь. Они эмансипированы, сильны и прекрасны.

Советский Союз мог бы похвастаться самыми лучшими результатами в сфере борьбы за права женщин. Вместе с революцией, появилось новое феминизированное общество, где слабый пол больше таковым не считался. Для женщин открылись равные с мужчинами возможности: образование, юридические права, рабочие профессии, спорт.

Девушка с ядром, 1933 г.
Девушка с ядром, 1933 г.

И возникший эталон красоты соответствовал этому новому образу женщины. Чтобы исполнять тяжелую работу, они должны были быть выносливыми и сильными, их физический облик – показатель здоровья нации, способной оставить поколение таких же крепких и выносливых людей, здоровых морально и физически.

Метростроевка со сверлом, 1937 г.
Метростроевка со сверлом, 1937 г.

Советский художник Александр Самохвалов, как никто другой, умел воспевать эту брутальную женственность (что по смыслу - понятия несовместимые) в своих выдающихся работах. Его героини – советские амазонки – спортсменки и работницы тяжелой промышленности.

Им некогда думать о красоте в разгар масштабной перестройки общества, они полны энергии и энтузиазма, действуют наравне с мужчинами, достигают успехов в работе и спорте.

Несущая арматуру, 1934 г.
Несущая арматуру, 1934 г.

Работа «Несущая арматуру» 1934 г. – отличный пример сути творчества Самохвалова. Героиня показана одетой в простую рабочую (явно не женскую) одежду, сильные руки, с выступающими мускулами, крепко держат тяжелую ношу. Лицо напряжено, но очень уверенно.

С лопатой, 1934 г.
С лопатой, 1934 г.

Героиня картины «С лопатой» - еще один интересный образ. В нем сквозит явный эротизм, любование женщиной во всей ее красе. Минутка отдыха от тяжелой работы показана с очарованием Венеры из картин Боттичелли. Что-то из эпохи Возрождения, и вообще, западного искусства, имело на него влияние.

Кондукторша, 1928 г.
Кондукторша, 1928 г.

Интерес, с социальной точки зрения, вызывает вопрос: откуда же взялся этот совершенно новый тип женщин, так непохожий на немощную аристократию периода империи? Те романтичные барышни, огражденные мужчинами от социального мира, от политики и науки, канули в небытие. Но откуда взялись новые героини?

На теннисной площадке. Девушка с ракеткой, 1935
На теннисной площадке. Девушка с ракеткой, 1935

Это, так долго спящий, рабочий класс. По сути, эти женщины и до революции знали, что такое тяжелая работа, труд и целеустремленность. Правда, лишь новый строй дал им возможности к самореализации. И только тогда мужчины Советского союза увидели перед собой совершенно новый тип героинь, воспеваемых в искусстве.

Сильный рабочий класс, вышедший на передовую социально-политической жизни страны, принес новые идеалы. И они сохранялись долгие десятилетия, пока не пересмотрелись вновь.

А какой идеал женственности, по-вашему, наиболее привлекательный?