В советской школе 70-х -80-х годов прошлого века каждый школьник самостоятельно выбирал себе будущую профессию по душе. Для этого несколько раз в год администрация школы согласовывала план экскурсий с предприятиями не только своего города, но и других городов Советского Союза.
Экскурсии организовывались для детей с 4-го - 5-го класса и по 10-й класс, т.е. практически до окончания школы и входили в школьный план трудового воспитания. По сути, такие экскурсии являлись эффективной помощью в выборе будущей профессии, давали ребенку реальное представление о работе на производстве, расширяли знания о разных категориях профессий.
Замечу, что дети воспринимали сообщение классного руководителя о предстоящей экскурсии "на ура!", так как это было не только познавательно, но и очень интересно. Больше всего ребята разных возрастов любили посещать пищевые производства - кондитерские фабрики, хлебозаводы, масло-молочные заводы и прочие советские предприятия, где изготавливали продукты питания, так как в конце экскурсии детей обязательно угощали продукцией завода - мороженым, пряниками, зефиром, булочками и т.п.
Перед экскурсией класс (15-20 человек) инструктировали о том, как вести себя на производстве? Что делать нельзя? Делалось это в целях безопасности, так как многие производственные предприятия имели современные конвейерные линии производства и трогать руками любознательным деткам ничего не разрешалось.
Сопровождали группу экскурсантов, как правило, двое взрослых - классный руководитель и учитель по трудовому воспитанию. Экскурсоводом по заводу или фабрике обычно был мастер производственного цеха, который и рассказывал детям, как из мешка муки получаются ароматные и вкусные пряники. Дети видели весь процесс производства - от загрузки ингредиентов и до выхода из печи готовой продукции. В конце экскурсии детей вели в глазуровочный цех, где пряники или зефир покрывали глазурью.
Дети посещали не только пищевые и промышленные предприятия, работающие в черте города, но и ездили на экскурсии в подшефные городу советские колхозы и совхозы. Поездки совершались школьным транспортом. Если школа не имела своего автобуса, его выделял для детей совхоз, куда планировалась поездка с экскурсией. Как правило, такие поездки были массовыми - выезжали, например, все 6-е, 7-е и 8-е классы для знакомства с сельским трудом.
Что давали школьникам такие экскурсии? Прежде всего, реальное представление о профессии - животновода, агронома, пекаря, кондитера, гончара, художника по росписи посуды, сталевара, технолога и т.п.
К окончанию школы ребята уже знали, кем они будут, в какой вуз или техникум будут поступать и какой профессии посвятят свою жизнь. Советские выпускники были уверены в завтрашнем дне, так как знали, что после окончания вуза, техникума или училища без работы они не останутся, а поедут после распределения работать на то предприятие, которое выбрали.
Да, даже место работы после получения диплома можно было выбирать, так как в вузе и любом учебном заведении вывешивались списки предприятий по всему Советскому Союзу, где требовались молодые специалисты. И на комиссию по распределению выпускники вузов приходили уже с выбранным предприятием, где они будут работать. Комиссия только закрепляла согласие выпускника работать на выбранном предприятии документально под личную подпись выпускника вуза.
А вы, уважаемые читатели старшего поколения, тоже бывали на таких экскурсиях, когда учились в школе? Расскажите о своих впечатлениях, чем помогли вам школьные экскурсии на производство в выборе профессии?
Если статья была для вас интересной, ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш канал Большая семья. Здоровья, добра и благополучия вашим семьям.