Китай является родиной поистине выдающегося современного кино. Об этом говорят не только оценки зрителей и критиков, но и количество наград с многочисленных кинофестивалей и кинопремий Европы и Америки. Западный зритель открыл для себя китайское авторское кино еще в восьмидесятых, тогда же началась современная киноистория Китая. При этом у большинства российских зрителей отношения с китайским кинематографом до сих пор остаются весьма противоречивые. Разбираемся в тонкостях и стереотипах, сложившихся вокруг современного китайского кино.
Для русскоязычных зрителей китайский кинематограф — прежде всего, боевики “про хорошего парня в беде”. Иногда до российского проката доходят и костюмные псевдоисторические фильмы, “красивые как сон” и больше похожие на сказку. Между тем, современное китайское киноискусство куда интереснее и глубже.
Помимо континентального Китая (территория КНР со столицей в Пекине), колыбелями китайской культуры являются также Гонконг и Тайвань. У каждой из территорий своя история, своя специфика и свое искусство.
Современное китайское кино ведет свой отсчет с восьмидесятых, когда его для себя впервые открыл западный зритель. Иногда кажется, что это только гонконгские боевики, особый пласт исключительно коммерческого сектора. Однако китайское кино куда разнообразнее.
Материковый Китай
Континентальное (или материковое) кино делится на поколения — периоды творчества выдающихся режиссеров авторского кино. Первое поколение — это поколение, творившее в сороковых и пятидесятых годах. Эти кинематографисты были быстро задавлены Культурной революцией, временем, когда в Китае стали снимать исключительно пропагандистские картины, несущие конкретный посыл для зрителей. И только в 1976 году вместе со смертью Мао Цзэдуна завершилась эта самая Культурная революция. Появилось новое поколение режиссёров, а вместе с ним — и современное китайское кино.
В 1978 году происходит важнейшее событие — открывается Пекинская киноакадемия. Колоссальный всплеск популярности китайского кино приходится на середину восьмидесятых — именно в этот период из академии выпускаются ученики первого учебного потока.
Самый успешный из них — Чжан Имоу. Режиссёр с непростой судьбой начинал свой путь в кино как абсолютный аутсайдер. Чжан Имоу с детства работал сначала в родном селе, потом на текстильной фабрике. Он мечтал о карьере кинорежиссера, но не имел денег на обучение. Чтобы накопить, Чжан Имоу сдавал кровь как донор. Через три года ему удалось накопить на фотокамеру, на которую он и снимал пейзажи в тех местах, где работал. Когда Чжан Имоу смог поступить в Пекинскую киноакадемию, ему было уже 27 лет. Благодаря пейзажным фотографиям Чжана Имоу определили на операторский факультет (на режиссёра он не прошел по возрасту).
Уже в институте Чжан Имоу познакомился с другим крупным представителем китайского киноискусства Чянем Кайге. Так появился первый решающий фильм “Жёлтая земля” (Чжан Имоу — оператор, Чянь Кайге — режиссёр). К слову, эта лента очень похожа на советский фильм. История о коммунисте-фольклористе, который приезжает в деревню, влюбляется в девушку, но потом расстается с ней. Визуально очень красивый фильм, лёгкий и лирический по своей сути. Для китайского искусства, пропитанного идеологией, такой романтический фильм оказался первой не-пропагандистской кинолентой. “Жёлтая земля" стала лауреатом кинофестиваля в Локарно, получив Серебряного Леопарда за лучшую режиссуру. Для американского и европейского кино это было своеобразное вневременье, когда на смену гениям прошлых десятилетий ещё не пришли гении молодые. Тогда Китай стал уникальным киноявлением для Европы и Америки.
После двух успешных операторских работ Чжан Имоу снял свой фильм в качестве режиссёра. Для своей первой режиссёрской работы Чжан Имоу выбрал роман писателя Мо Яня “Красный гаолян". Этот фильм произвел эффект разорвавшейся бомбы и стал триумфатором Берлинского кинофестиваля. Лента рассказывает историю деревенской красавицы, которую по расчёту отдают замуж за деревенского старосту — старого и больного проказой. Девушка влюбляется в молодого носильщика, и пара задумывает убить старого мужа.
“Красный гаолян” — фильм-картина, фильм-авангард. Обладающий чувством цвета как фотограф и оператор, Чжан Имоу удачно перенёс экспрессию оригинального текста на экран. Наиболее выразительна любовная сцена между молодыми влюбленными, когда носильщик, прежде чем слиться в союзе с возлюбленной, вытаптывает в зарослях красного гаоляна небольшую поляну. Практически ритуальный танец.
Второй фильм Чжана Имоу “Цзюй Доу" стал первым китайским фильмом, номинировавшимся на Оскар. В центре сюжета также история молодой жены, влюбившейся в красильщика. Кроме шокирующих бытописательных деталей и изображения нравов старого Китая, фильм обладает смелым изобразительным решением.
Уже позже, получив признание (и финансирование) на родине, Чжан Имоу стал снимать коммерческое развлекательное кино. Но и эти фильмы отличаются красивым визуальным рядом. Наиболее заметные коммерческие фильмы Имоу — “Герой” и “Дом летающих кинжалов”.
С другими представителями китайского кино произошла такая же трансформация. Друг Имоу и режиссёр " Жёлтой земли" Чань Кайге снял легендарный фильм “Прощай, моя наложница". Связь оперы и истории, одержимость искусством, предательство — эта история многогранна. Фильм завоевал Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале и раскрыл талант актёра Лесли Чуна. Чуть позже режиссёр Чань Кайге также ушел в мейнстрим.
В девяностых из Пекинской киноакадемии выпустились новые ученики, ставшие новым, шестым поколением. Эти режиссёры, собственно, и являются представителями молодого китайского кино наших дней. Шестое поколение отличается большим вниманием к реализму, к изображению жизни молодёжи в быту.
Самый яркий представитель последнего поколения — режиссёр Цзя Чжанкэ. Свои первые работы он снимал без государственной поддержки и финансирования. Цзя Чжанкэ снимает кино о своих ровесниках, выросших на идеалах социализма, но вошедших в эпоху капитализма. За основу сюжета режиссёр берёт истории их повседневной жизни. Самые заметные фильмы — “Платформа” и “Мир". Последний фильм Цзя Чжанкэ “Пепел — самый чистый белый" — захватывающая криминальная драма.
Ещё один выдающийся режиссёр Вань Саошуай — китайских неореалист. Его картина “Пекинский велосипед” отображает специфику жизни простых китайцев. На велосипедах они ездят на работу и развозят по ночам запрещённую поэзию. Один из последних фильмов Саошуая “Красная амнезия” рассказывает о бабушке, которую навязчиво преследуют незнакомцы.
Тайвань
До появления новой волны кино в восьмидесятых тайваньский кинематограф представлял собой жанровое кино без каких-либо отличительных национальных черт или стилистических новшеств.
После смерти Чан Кайши в 1975 году его сын Цзян Цзинго начал политику либерализации культурной жизни Китайской Республики. Тайваньские режиссеры в своих работах стали задумываться о вопросе национальной идентичности, проблеме столкновения традиционных культурных ценностей и быстро меняющегося современного общества.
Самым известным (для западного зрителя) тайваньским кинорежиссёром является Энг Ли. На его счету: “Горбатая гора”, “Жизнь Пи”, “Крадущийся тигр, затаившийся дракон”. Один из самых сильных фильмов Энга Ли стал фильм “Вожделение” — история девушки, согласившейся во время Второй мировой войны на опасную миссию ради своего возлюбленного.
Ещё один заметный режиссёр Эдвард Ян рассказывает истории об обычной жизни и отношениях между людьми. Его трогательный фильм о семье, пытающейся выйти из кризиса взаимоотношений “Один и два” получил приз на Каннском кинофестивале за лучшую режиссуру.
Новое тайваньское кино лишено чрезмерного драматизма. Вдохновлялась новая волна, в первую очередь, неореализмом. Именно тайваньские фильмы ассоциируются у киноманов с интеллектуальным кино.
Гонконг
В отличие от континентального Китая, кино в Гонконге оставалось свободным от цензуры, но в то же время было очень прагматичным с точки зрения получения коммерческой выгоды. Поэтому гонконгское кино долгое время — это очень жанровое кино.
Новая волна начинается только в середине восьмидесятых и достигает своего расцвета в девяностых. Яркие представители гонконгского кинематографа — Вонг Кар Вай, Питер Чан, Энн Хуэй, Стэнли Кван, Пан Хочун.
Вонг Кар Вай — режиссёр, пишущий историю светом, рисующий Гонконг мечты, мастер историй о странных людях и самом магическом времени — ночи. Для Вонга Кар Вая более актуальными являются экзистенциальные вопросы — не растворится ли в Китае гонконгская идентичность и что будет с гонконгским кино.
Фильм “Падшие ангелы” рассказывает о бездельнике, изощренно соблазняющем продавщицу газировки Ли Чжэнь. Позже подавленная разрывом продавщица вечерами ходит вокруг его дома, не решаясь зайти, и так знакомится с постовым полицейским, который, в свою очередь, влюблен в нее.
“Дикие дни”, вышедшие в 1990 году, показали, что в новом десятилетии Гонконг ждет совсем другое кино. “Дни” совершенно не пытаются удерживать внимание зрителя или как-то транслировать сюжет, хотя для любого гонконгского фильма, даже для авторского, это было обязательно. Вонг Кар Вай перевернул традиционное повествование, так, чтобы не герой следовал сюжету, а происходящее вокруг создавало некий контекст, в котором зритель мог увидеть внутренний портрет героя — его мысли, невысказанные желания и страхи. В свою очередь, этот портрет персонажа понадобился режиссеру для более глубокой рефлексии о Гонконге — городе без истории и без будущего, о его идентичности, отличной от остальных китайских городов. К слову, фильм страшно провалился в прокате, однако это не меняет того, что гонконгское кино благодаря “Диким дням” изменилось навсегда.
Коллега Кар Вая Питер Чан снимает фильмы, на первый взгляд, похожие на фильм мастера. Однако режиссер Питер Чань первым популяризировал “фильмы про отношения”. Самый заметный фильм Чана “Товарищи: почти любовная история” рассказывает историю провинциала в мегаполисе. Герой встречает девушку Ли Сяоцзюнь, в которой, по его мнению, воплотился весь Гонконг, а между тем, она и сама приезжая. Этот фильм до сих пор держит рекорд по количеству полученных Гонконгских кинопремий — у фильма девять премий, в том числе, за лучший фильм. Это самый важный гонконгский фильм 1990-х — он целиком посвящен тому, что делает гонконгцев гонконгцами, и последнему десятилетию перед передачей города Китаю.
________________
Автор: Марина Климкова