Где-то там, затерянное в летописях времени, есть детство, которое немногим довелось запомнить. Таинственный край, имя ему – неизведанное.
Мы помним это «путешествие», называемое взрослением, лишь отрывками. Где главные эмоции путника: любопытство и страх. Тяга к новому в его причудливых формах. Дорога сквозь чащу открытий, людей, явлений, знаков и слов. Но самое главное - своего отношения ко всему перечисленному.
Как грустно и пусто, когда образование воспринимается эдаким процессом "впихивания" и утрамбовки информации, которая будто бы “должна пригодиться когда-то там во взрослой жизни”. Всё происходит, как загрузка данных в память, и она должна максимально занять «принимающее устройство». Но это не машина. Это человек.
Взросление – небывалое приключение. А знание – ключ к поиску себя в этом самом неизведанном. Всё, что получает ребёнок, оно нужно ему здесь и сейчас. Потому что это то, чем он становится. Отталкиваться от такого понимания, значит быть одним из героев сюжета, забывать – стать внешним, ненужным элементом в мире ученика.
В то же время саму идею дружбы с маленьким человеком сегодня опошлили и довели до абсурда. Помните, Достоевского, Братья Карамазовы? Там за объёмом «взрослых» мыслей, очень сложно заметить одну «детскую» истину: хочешь завоевать доверие ребёнка, общайся с ним как с равным. Потому что он и есть равный. Дело не в сюсканьях, нет. Дело в том, насколько действительно серьезно вы относитесь к миру вашего ребёнка?
Школьные годы – это на самом деле огромнейший пласт человеческого взросления. Очень важно, будет ли он там один с друзьями, врагами или со своими первыми в жизни союзниками – родителями. Речь, конечно, не о грубом вмешательстве в школьный процесс, не «в ведении за ручку». Очень многим хотелось бы сделать только эти внешние действия или вовсе не делать усилий, чтобы понять, что же там, в глубине. Не напрягаться. Школа – это не «сбагривание» ребёнка куда-то на время в сутках. Эмпатия – есть живой интерес и сопереживание тому, что с ребенком происходит. Не контроль, не придушить, не влезть без ведома, но мягко – быть рядом, быть поддержкой. Когда ребенок это чувствует, это помогает ему справиться со многими сложностями даже не озвучивая их. Ему легче даётся и обучение, и социальная адаптация.
Когда эмпатии нет – что тогда? Вариантов много и все они печальны. От закрытия ребенка в себе, и не только от сверстников и учителей, но и родителей – ведь в детском восприятии именно родители его предают. Да и не в детском на самом деле. И заканчивая поиском других людей, которым можно доверять, вместо родителей… Кому будет важно и интересно то, что он открыл и с чем о столкнулся, чем живет его душа.
Быть может это кого-то удивит, но школьная жизнь дома не сводится к выполнению «домашки» и обсуждений итогов родительского собрания.
Не оставляйте своего путника одного в лесу. Будьте рядом.