Найти тему
Давайте дружить

Конец 80 х. Как я делал кирпич в степи.

Вот не давно посмотрел по телевизору про Каспийские кирпичные заводы, где речь шла про людей, в основном приехавших, которых за копейки привозили делать кирпич.

Не могу сказать, что там правда, а что не правда, хочу рассказать вам, как я сам поехал делать кирпич в Казахстан. Это было в конце 80-х, весной, в конце апреля.

степь казахстанская....пусто. Днем жарко, ночью холодно
степь казахстанская....пусто. Днем жарко, ночью холодно

Нас тогда троих молодых, очень желающих больших денег, пацанов, всех с одного дома, пригласил поехать один товарищ - бригадир и хозяин кирпичного заводика. Он был годика на 4 постарше нас, одному из нас был родственником, и поэтому пользовался от нас уважением. Ещё поехал с нами один мужик, по нации немец. Сварщик он был от бога и мог варить на любых аппаратах.

Ему тогда было 70 лет, но выглядел он очень мощно, как буд то ему всего 50 лет. Как говориться, прошёл он за свои годы огонь, воду и медные трубы. Жил он вольно, при Сталине еще был беглый с Калымы, поэтому имени мы его не знали. Откликался он на Николая.

Поездку в Казахстан оплачивал бригадир, который ехал с нами на одном поезде, правда был со своей женой. Бригадир сказал нам, что людей мало, и там на месте ещё кого нибудь найдём, кто захочет заработать денег.

Приехали мы под 1 мая уже на место, и место это было где то 200 с хвостиком км от г. Караганды. Домик, куда нас поселили на время работы был нормальный и была ещё банька кирпичная с парной, и это мне запомнилась только с хорошей стороны.

Был еще вагончик для приёма пищи и в метрах 50 ти стоял маленький кирпичный заводик. Состоял он из пресса, который будет молотить глину и резака ручного, который будет нарезать кирпич из той глины. Было еще два трактора, которые будут нам помогать в работе.

Приехали, а там ещё была погода не рабочая, на 9 мая ночью выпал снег по коленно. Холодно было, но бригадир сказал, что будем пока подготавливать агрегаты для работы... Короче я попал к немцу - сварщику в помощники, а другие двое ремонтировать пресс кое где.

здесь используются формы для кирпича, у нас же был пресс для глины, потом мы ее нарезали на кирпичи.
здесь используются формы для кирпича, у нас же был пресс для глины, потом мы ее нарезали на кирпичи.

Вот так и началась наша беспонтовая шабашка в голой степи. К середине мая кое как мы подготовились к резке кирпича, но людей не хватает. И вот бригадир и я поехали в Караганду поискать еще народ. Надо найти ещё было три человека... А где в то время можно было найти народ, чтобы он поехал непонятно куда?

Все нормальные работают, безработицы еще не было. Оставался контингент, который зависал у пивнушек, ну и еще вечно голодные студенты на каникулах. Было решено, что с предложением подзаработать буду подходить я, мне как русскому люди скорей поверят, чем ему черноволосому, веры им там не много.

мы нарезали кирпичи струной... это еще труднее
мы нарезали кирпичи струной... это еще труднее

Бригадир объяснил мне как их завлекать- надо обещать, что кушать будет много, спец одежда и т.п. и все это бесплатно. Денег тоже будет много, но будут они только в конце как сделаем и сдадим кирпич.

Поехали в город, хорошо что не далеко, всего 200 км, через 4 часа на автобусе были на месте. Наступил вечер и уже поздновато было искать людей. Решили остановиться в гостинице, а завтра с утра пойдём искать. где собирается народ, который хочет заработать.

Короче, нашёл я там три человека, один пацан который учился в институте и двое по виду которые хотят похмелиться и в этот же день вместе с ними поехали к себе на кирпичный завод. Все, бригада в сборе.

обжигание кирпича
обжигание кирпича

И опять эти степи казахстанские, то холодно и снег, работать невозможно, то сейчас началась невыносимая жара.

Вставали пораньше, пока духоты не было и утра в 6.00, после лёгкового завтрака, начали пырять.

Работа с самого начала не заладилась, то сам пресс сломается, надо его исправлять, то с печкой неполадки... То сами переругаемся... жара, работа тяжелая, печку углем топим, грязные как черти, а помыться некогда, до самой ночи работали, приходили и падали. И никакой расслабухи.

Немцу сварщику вообще все не нравилось, его бригадир как сварщика брал, а приходилось делать кирпич, а он же был в годах - 70 лет. Вообщем он сказал нам, что уедет домой. Мы ему говорили, куда ты поедешь без копейки в Дагестан? Работай, дождись денег, далеко же. Немец терпел, но всё равно в один день говорит, всё пацаны пойду пешком. С Калымы до Дагестана пешком дошел, а тут..., и может кто по дороге подвезёт.

Бригадир отказался дать ему на дорогу, хотя он заработал уже гораздо больше всех. Вообщем немец пошёл на дорогу и исчез... В августе, когда мы тоже уже поняли что и к чему с этим кирпичным заводом и тоже ушли домой, мы этого немца встретили дома в Каспийске, в районе площади.

Он действительно вышел на дорогу, бесплатно его подхватил грузовичок, по дороге они разговорились с водилой и немец наш уехал на целину. Там он ремонтировал технику, все по своей специальности, хорошо заработал и благополучно вернулся домой. Честно говоря не надеялись мы встретить его, думали, что он там где то в Казахстане до сих пор бродит.

работа на кирпичном заводе - очень тяжелая работа
работа на кирпичном заводе - очень тяжелая работа

Ну а мы с горем пополам построили печку с кирпичом, поругались с бригадиром и вдвоем с пацаном в августе тоже покинуть эту шабашку. С боем выбили часть денег, остальные уже отсуживали... и то мы ж все знакомые, иначе совсем без денег остались. Перед уходом я сказал студенту, которого на работу подснарядил, чтобы он тоже сваливал, денег он тут никаких не увидит, да и учеба скоро начнется.

Третий наш с одного дома, ему пришлось остаться, ведь бригадир ему родственник. Рванули мы домой сильно пообтрепанные, пообещав внутри себя, что больше никогда не поедим на такую шабашку. Вот так и кончилась наша поездка на заработки. Врагу не пожелаю таких заработков.