Ситуация с пандемией коронавируса в мире и в нашей стране – притом что, подчеркнем, во Владивостоке и Приморье только сегодня были диагностированы два случая заболевания - в легкой форме, оказывает влияние на жизнь каждого из нас.
Кто-то не в силах противостоять панике и закупает продукты, кто-то шьет маски из подручных материалов, кто-то отменяет походы в театр или ресторан. А кто-то с удовольствием гуляет по опустевшим улицам исторического Владивостока – нет туристов, очередей, толкотни. Хоть какой-то плюс от разбушевавшегося коронавируса…
COVID-19 уже изменил и еще будет вносить изменения в привычную жизнь граждан и многих сфер экономики. Например, о том, как повлияла пандемия на состояние дел в индустрии гостеприимства, а точнее в ресторанном бизнесе, мы поговорили с Марией Иноземцевой, генеральным директором одного из популярнейших ресторанов Владивостока - Zuma.
– Ситуация с эпидемией коронавируса, разумеется, оказывает влияние на нашу работу, – сказала Мария. – В первую очередь мы отмечаем, что выросло количество заказов на доставку наших блюд, а вот количество посещений ресторана жителями Владивостока сократилось. При этом рост доставки не покрывает убытков от снижения продаж на месте.
– Есть надежда, что объемы доставки будут увеличиваться?
– Да. Вообще, это давняя тенденция, просто сейчас на рост такого способа потребления ресторанных услуг повлиял сторонний фактор – коронавирус.
– Согласны ли вы с тем, что на индустрию гостеприимства оказало сильнейшее влияние закрытие границ с Китаем и Южной Кореей?
– Мелким игрокам, нацеленным на эту аудиторию, коронавирус принес огромные убытки. Я знаю, что в некоторых небольших заведениях товарооборот в день уже составляет не больше 10 тысяч рублей.
– А задело ли вас и вообще общепит повышение цен на продукты и тот дефицит овощей и фруктов, который наблюдался в начале февраля, например?
– Когда только закрыли границу с Китаем, мы в ресторане вдруг обнаружили, что остались без баклажанов. Я в итоге лично скупила баклажаны во всех магазинах города, какие только удалось. Потом ситуация стабилизировалась. Сейчас да, есть рост цен и еще некоторые сложности. Могу сказать точно, что продукты, которые оставались в России, но шли на экспорт, сейчас очень сложно купить в стране. Особенно по старой цене. А по новой цене покупать мне просто невыгодно для бизнеса.
Пандемия закончится, а репутация останется
Могу привести еще пример – про московских поставщиков. Мы ведем переговоры о покупке четырех тонн продукта, мне высылают счет, я его оплачиваю. Наутро поставщик звонит и говорит: хоть вы и оплатили, но я все равно повышаю цену, потому что теперь за этот продукт могу получить больше. Или вы платите еще, или я продам другому.
Вот с такой политикой столкнулся не только наш ресторан, но и многие другие. Да, я понимаю, что сейчас время сложное и каждый пытается заработать, но правда в том, что если сейчас мы не будем заботиться друг о друге, то потом ситуация может повернуться на 180 градусов: коронавирус когда-то да закончится, а репутация поставщика останется. И уж точно я у него больше ничего брать не буду.
– Бизнес просто констатирует проблемы или пытается как-то их решать?
– Конечно, ищут выход из ситуации. Люди не смогли улететь, уехать на каникулы с детьми и остались во Владивостоке. Значит, они не получили тех впечатлений, в том числе кулинарных, которых им хотелось бы. Мы, например, решили дать им эти впечатления, те гастрономические ощущения, которые они могут получить, путешествуя по Китаю или Японии… Поэтому провели фестиваль раменов, планируем фестивали том-ямов, стрит-фуда. Чтобы у гостя была возможность делать выбор в пользу тех эмоций, которые он привык получать в поездках.
Да, по сути, бизнес сейчас «переобувается» на ходу, имея в виду и то, что могут быть закрыты полеты внутри страны. И мы, как часть индустрии развлечений, должны дать гостю то, что он получить в силу объективных причин не может.
Конечно, мы думаем и о таком сценарии, как закрытие всех общественных учреждений. Для бизнеса это будут невосполнимые потери. Если потребители и мы будем вести себя ответственно по отношению к себе и тем, кто нас окружает, возможно, карантина удастся избежать.
– Общаетесь ли вы на эти темы с коллегами? Какое царит настроение?
– У многих есть легкая паника. Все рестораторы ломают голову над тем, что делать дальше. Как сохранить рабочие места, не имея гостевого потока, например…
Но любой кризис – это момент возможностей, и это нужно помнить. Можно договориться с арендодателями на определенные каникулы. Ведь арендодатель тоже должен понимать: или у него совсем нет арендатора, или мы проходим сложный период вместе.
Многие рестораторы сокращают статьи затрат, сокращают персонал. И будем говорить честно, часть работников окажется на улице. Не все рестораторы будут искать способ сохранить рабочие места.
– Какие настроения в вашем коллективе? Удается ли сохранять позитив?
– Мы честно разговариваем с персоналом. Прошла череда собраний, как только рванул доллар, начала разгораться пандемия. Наша задача была честно сказать людям, что происходит и какие перспективы, оптимистичные и пессимистичные. Если не разговаривать с персоналом, будет паника, а это самое страшное.
– Ничто не бесконечно, и эпидемия когда-то закончится. Как вам кажется, что будет после?
– Прогнозы давать достаточно сложно, моя точка зрения: рестораторы станут снижать цены, чтобы заполучить обратно гостя. И это снова ударит по мелким игрокам, они не выживут в такой борьбе. Думаю, что мы не все оправимся даже до конца года.
Коллеги Марии Иноземцевой выражают также осторожный оптимизм, но крайне скупы в оценке ситуации. Например, организаторы локальных гастрономических фестивалей дальневосточной кухни (таких, например, как фестиваль корюшки, фестиваль тайги и так далее) пока что не могут сказать, будет ли проводиться в мае традиционный фестиваль мидий… Кстати, Российский ресторанный фестиваль, участие в котором традиционно принимают от десяти и более владивостокских заведений, в этом году планируется на даты 20 апреля – 10 мая, и пока на сайте нет информации об отмене.
– Я бы делала ресторанный фестиваль обязательно, – заметила Мария Иноземцева. – Потому что куда еще сегодня ходить людям, если не в рестораны и в культурные учреждения? Мы разучились сидеть дома и сами организовывать свой досуг… И это надо учитывать.
Текст Любовь БЕРЧАНСКАЯ
Фото Алексея ВОРОНИНА