Найти тему
Первоклашки

Что такое готовность к школе в понимании родителей и почему часто не оправдываются надежды

Здравствуйте, уважаемые подписчики и те, кто просто заглянул "на огонёк".

За свою долгую практику работы в школе (40 лет) я заметила три подхода к определению готовности ребёнка к школе.

фото Яндекс-открытые источники
фото Яндекс-открытые источники

1. Готовность к школе ребёнка в понимании родителей. Причём тоже есть три категории родителей.

1. категория. Готов- если умеет читать, писать, считать до 100, складывает и вычитает в пределах 10 (20).

2. Готов, если умеет складывать слоги, знает все буквы, считает до 10 (20), умеет писать своё имя.

3. Готов, потому что ему 7 лет. В школе всему научат- ОБЯЗАНЫ.

2. Готовность к школе с точки зрения психологов. Если хотите подробно и вас не пугают всяческие термины- смотрите длинные статьи психологов. Я скажу кратко, как я их понимаю.

1.К 7 годам у ребёнка должны быть сформированы произвольное внимание - до 10-15 минут. То есть он должен уметь спокойно высиживать это время на уроке и включаться в то. что говорит учитель.

2.К 7 годам у него должна быть развита оперативная память ( та, с которой потом всё, что запомнил, складывается в "долгий ящик" и при надобности "вытаскивается" необходимое . Вычисляется по формуле : число элементов для запоминания 7+-2. Например, показываете ребёнку 10 картинок (называете 10 слов). Ребёнок должен повторить тут же от 5 до 9. 5- низкий уровень, 7- средний. 9- высокий. Тренируйте. Учите стихи. Индивидуально. Дома.На прогулке.

3.Должно быть развито образное -ассоциативное мышление. Тренируйте. Спрашивайте, что на что похоже и чем отличается. Можно брать любые предметы, хоть слона и диван.

4.Должна быть правильно развита эмоционально-волевая сфера. То есть ребёнок должен проявлять адекватное поведение в обществе: вежливость, терпение, спокойствие, доброту и уважение. Должен уметь сдерживать свои эмоции, когда это необходимо, и уметь проявлять их тоже, например, когда читает наизусть стихи.

5.Должна быть правильная речь с хорошим запасом слов. Где их взять? Книжки читайте ребёнку ежедневно. Чтобы не получилось. как у меня с учеником-третьеклассником. Искали слова с суффиксом -ик. Есть образец: дом-домик, а далее - нос-..., сад-.... . Минут 5 думал, пришлось подсказывать. Просто у ребёнка нет словарного запаса.

3.Готовность к школе с точки зрения учителя. (подробно можно почитать в моей статье здесь

Были в моей практике яркие примеры, когда читающий и считающий ребёнок потом плохо учился.И родители удивлялись и возмущались.

Были и такие, которые до школы не знали ни одной буквы, А потом как "попёрли" и все годы учились хорошо. И родители благодарили меня, что якобы это я такая хорошая учительница-научила.

Были и такие, которые , как я их называю, "всё детство пропрыгали на скакалке (проиграли в мячик)". Учились плохо.

Были дети из пьющих семей и прекрасно учились, были добрыми и спокойными. А было и наоборот. Всякое было.

К какому выводу я пришла? Должна быть, прежде всего, психологическая готовность к школе. В первом случае дети не смогли учиться хорошо, так как не было развито до школы произвольное внимание и эмоционально-волевая сфера. Амбиции родителями были воспитаны " Ты самый лучший и должен быть везде первым", но они разбивались о нетерпение, лень, рассеянное внимание, плохое поведение.

Во втором случае- у детей было развито все: память, внимание, словарный запас, они были воспитаны и трудолюбивы. А главное-ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫ. ОНИ С РАДОСТЬЮ "ХВАТАЛИ" ВСЁ НОВОЕ и НЕИЗВЕСТНОЕ.

К сожалению, по моим наблюдениям, всё меньше в детях именно ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ, без которой, хоть ты убейся- родители или учителя- не будет ничего, никакой хорошей учёбы.

"Всё из под палки"- такой девиз я наблюдаю в последние лет 15-20 повсеместно. К сожалению.

А как быть? Думайте, предлагайте. Как снова привить детям любознательность?