Найти в Дзене
Древний Мир | История

Почему древние римляне носили тоги?

Слово «тога» происходит от латинского «tego» («покрываю»). То есть поначалу эта разновидность верхней одежды была просто покрывалом. Тога появилась очень рано, самые первые римляне уже пользовались такой одеждой. Будучи чем-то средним между одеялом и плотным плащом, тога по своему функционалу напоминала мексиканское пончо — в неё удобно было заворачиваться холодной ночью у костра, чтобы не замёрзнуть. Разумеется, в те времена тогу делали из самой простой некрашеной шерстяной ткани, лишь бы она была прочной и тёплой. Но потом тога получила символическое значение, в неё уже не просто заворачивались, а драпировали множеством складок. И ткань для официальной тоги, надевавшейся по торжественному случаю, конечно же, выбирали самую лучшую.

Схема правильного облачения в тогу. Современная иллюстрация.
Схема правильного облачения в тогу. Современная иллюстрация.

Какой была выкройка тоги? Очень простой. Тога — это всего лишь сегмент круга или овала, длиной по прямому краю до 6 м и шириной до 2 м. В отличие от туники или плаща, тога при правильном ношении оборачивалась только вокруг левого плеча, правое должно было оставаться открытым. Древние римляне просто заворачивались в этот незамысловатый кусок ткани, потом появились особые правила ношения тоги. Складки тоги сперва образовывались естественным образом, после их стали укладывать специально, а затем придумали специальные зажимы для ткани, которые их фиксировали. Конечно, правильно надеть такую «дизайнерскую» тогу самостоятельно удавалось не каждому. У сенаторов, обязанных носить тоги на заседаниях, были даже специальные рабы, которых называли «вестипликарии». Задачей такого раба было помочь своему хозяину облачаться в тогу.

«Беседа». Лоуренс Альма-Тадема, 1865 г.
«Беседа». Лоуренс Альма-Тадема, 1865 г.

Тога была не просто одеждой, а высоким символом. Римляне называли себя «народом тоги», она отличала их от греков, носивших палий (плащ) и тем более от одетых в штаны варваров. Тогу имел право носить только полноправный римский гражданин, женщинам их ношение не дозволялось. Римлянин же был обязан носить тогу, находясь на форуме, в суде или ином официальном учреждении. Она обозначала его социальный статус, а вид тоги мог многое сказать о человеке. Например, претенденты на государственные должности надевали белоснежную тогу, которая называлась «кандида», отсюда происходит слово «кандидат». Получивший вожделенную должность получал право на тогу с пурпурной полосой, она называлась «претекста». К слову, тогу с полосой носили и римские мальчики в возрасте до 16 лет.

Катон в сенате демонстративно носит простую чёрную тогу на голое тело. Кадр из сериала «Рим».
Катон в сенате демонстративно носит простую чёрную тогу на голое тело. Кадр из сериала «Рим».

Древнеримские жрецы носили так называемую «тога треба», она выделялась яркими красными полосами и пурпурной каймой по краю. Полностью пурпурная тога, расшитая золотым узором в виде пальмовых ветвей, полагалась полководцу при праздновании им триумфа. Впоследствии такие тоги стали носить римские императоры. И наконец, чёрные тоги древние римляне носили во время траура. Кроме цвета тоги, имела значение и ткань, из которой она была пошита. Патриции могли себе позволить атласные тоги, небогатым гражданам приходилось обходиться шерстяными. Впрочем, некоторые политики из фракции популяров также носили простые тоги из грубой ткани, чтобы подчеркнуть свою близость к народу, верность заветам предков и отрицание аристократических излишеств.

Скульптура императора Октавиана Августа в тоге. I в. н.э.
Скульптура императора Октавиана Августа в тоге. I в. н.э.

Уже в эпоху Республики в римской скульптуре появилась особая разновидность статуй — «тогатус». Такая скульптура изображала заказчика в полный рост, стоящего прямо и задрапированного в тогу. Сперва их заказывали для частных домов, потом тогатусы выдающихся римских деятелей стали выставлять на пьедесталах в общественных местах. Причём в тогах изображались лишь гражданские политики, статуи военных полагалось облачать в доспех.

«Тогатус Барберини». Римлянин с бюстами своего отца и деда. I в. до н.э.
«Тогатус Барберини». Римлянин с бюстами своего отца и деда. I в. до н.э.

Вот как тогатус описывается в современном учебнике по истории искусств: «Большая широкая тога одета поверх туники и драпируется всегда одинаково. Перекинутая через плечо она образует три группы округлых складок: на груди у пояса, у колен и внизу. Композиционно статуи тогатус очень просты. Это прямо стоящая фигура с опорой на одну ногу и со слегка отставленной другой».

Скульптура императора Филиппа Араба. Хорошо видна поперечная складка — контабуларий. III в. н.э.
Скульптура императора Филиппа Араба. Хорошо видна поперечная складка — контабуларий. III в. н.э.

В имперское время одежда на этих скульптурах меняется. Теперь длина тоги доходит до стоп, складок становится больше, драпировка разнообразнее. Появляется широкая поперечная складка, называемая «контабуларий». Её дополняет большая вертикальная складка, идущая от левого плеча вниз, подчеркивающая высоту фигуры и симметричность её построения. Производство тогатусов ставится на поток: всё, что ниже головы, делается по шаблону. Голову ваяет отдельный мастер, иногда даже из другого материала (более качественного мрамора). Потом эту голову прикрепляют к самой статуе, так экономится время и труд скульпторов. После падения Западной Римской империи подобные статуи стали делать и в Европе, подражая римским образцам и подчёркивая тем самым преемственность с великими людьми античности.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

© Булат Мамлиев