Найти тему

Про предмет дирижирование

Каждый вечер воскресенья я издаю один и тот же возглас: «Блииин, завтра же дирижирование...!»
Пока я училась на втором курсе, мне казалось, что это будет здорово, прямо как в Гарри Поттере, и мне хотелось скорее попробовать самой. Взмахнешь палочкой и волшебство. Но оказалось, что это не так просто.
Когда нас учат дирижировать на сольфеджио во время пения - это одно.

А здесь немного другие схемы тактирования. Одно лёгкое движение уже меняет всю картину. И, если, например, ты долго дирижировал пьесы на четыре, при смене размера на другой, твои руки могут обманывать тебя и переходить на прежнюю привычную схему. В итоге - рояль играет одно, ты думаешь о другом, руки творят что-то третье. Как все это происходит - непонятно. Теперь добавим ко всему ещё одну задачу: сетку тактирования показывает правая рука, а левая должна быть чуть выше ее и заранее показать, где вступает, например, кларнет. И наоборот. Но он же не единственный, кто вступает, поэтому в голове нужно держать, где сидит каждый оркестрант, помнить место его соло и проникновенно смотреть воображаемому музыканту в воображаемые глаза. Иначе не поймёт.

Как вы уже поняли, оркестра на самом деле нет, и дирижируем мы концертмейстером, который играет на фортепиано. Может, конечно, у кого-то именно так, но у меня, скорее концертмейстер дирижирует мной. Даже не смотря на то, что я пытаюсь там что-то изобразить, этого всегда недостаточно и она просто смотрит в ноты с кислым лицом. Хотя надо отдать ей должное, иногда она не начинает, потому что я недостаточно точно показала предыдущую долю. Вот и вся наша с ней коммуникация.

Самое сложное для меня то, что я должна проявить какие-то чувства в музыке, которую играю не я. И которую я абсолютно не чувствую таким посторонним образом. Динамику, например, показать можно, агогику тоже, но как я могу заставить кого-то сыграть с любовью или с грустью? Как вообще можно выразить эмоции взмахом палочки, тем более, если в ответ ты видишь только недовольное лицо?

Вот эту самую главную задачу дирижирования я пока не поняла, и кажется мне, что это так и останется загадкой. Увы.