Посетить вольеры-птичники я хотела очень давно - с тех пор, как на одной из Петергофских научных конференций услышала доклад о сохранившихся интерьерных росписях Петровского времени. Они скрывались под несколькими слоями красок и были обнаружены реставраторами не так давно.
И вот наконец в перерыве между экскурсиями мне удалось подробно изучить оба вольера. Подумать только! Эти два крошечных деревянных строения уцелели во время войны: в них не попали снаряды, не начался пожар, их не разобрали на дрова. Удивительная история.
Содержание статьи:
1. Свидетели Петровской эпохи
2. Западный вольер
3. Восточный вольер
4. Пернатые обитатели птичников
Информация о посещении вольеров - в комментариях к этой статье.
1️⃣ Свидетели Петровской эпохи
Вольеры в Нижнем парке Петергофа были построены по распоряжению Петра I архитектором Николо Микетти в 1721-22 годах. Император для устройства Менажерии (зверинца) выбрал место неподалеку от своего любимого Монплезирского садика. И это одна из немногих парковых затей Государя, дошедшая до нас практически в неизменном виде.
В документах они именовались «птишниками», так как в них помещались клетки с редкими заморскими певчими птицами.
В петровскую эпоху одна из идей устройства парков - прогулки должны дарить удовольствие всем органам чувств, в частности слух услаждали трели певчих птиц, обитающих в вольерах. А сады ассоциировались с представлениями о рае.
Традиция создания птичников восходит к 16-17 векам, когда в московских садах устраивались "домики" для птиц, "голубятни", "птичьи дворы". У европейцев были популярны богато украшенные вольеры для разведения дроздов и других певчих птиц. Петр I видел подобные сооружения в Версале.
Петергофские павильоны - это закрытые беседки с куполообразными крышами. На самом верху купола находится световой фонарь, увенчанный резными деревянными вазами.
Чтобы птицы не чувствовали себя взаперти, необходимо было буквально залить пространство солнечныым светом, поэтому большую часть стен занимают огромные окна. Расстекловка мелкая, в традициях эпохи (стекла большого размера ещё не умели отливать).
Павильоны выстроены из дерева, облицованы туфом, ракушками и "изгарью" (продуктом отхода плавки чугуна).
2️⃣ Западный вольер
Оба вольера получили серьёзные повреждения во время Великой отечественной войны, когда Петергоф находился в нацистской оккупации: подгнили брусья, медная кровля была нарушена осколками снарядов, пол и оконные и дверные проемы были полностью уничтожены. Наружная отделка из туфа, ракушника и шлака тоже пострадала.
Реставрация проводилась в 1959 году и в 2004-2005 годах.
Западный вольер сохранился значительно лучше своего восточного собрата - практически в неизменном виде. С середины 19 века он оберегался как реликвия петровского времени. Здесь производился лишь небольшой ремонт.
После катастрофического наводнения 1924 года вольер тщательно отреставрировали: конструкции были укреплены, а росписи Луи Каравака остались неприкосновенны и дошли до наших дней.
Купол разделен на восемь частей и украшен орнаментальной росписью, амурами, стреляющими из луков, и четырьмя аллегорическими фигурами.
Считается, что здесь изображены Аполлон, Диана, Актеон и Аврора.
3️⃣ Восточный вольер
В плане сохранности Восточному вольеру повезло меньше. А вот биография у него побогаче: несколько подновлений и даже серьезная перестройка.
Екатерина II, как известно, Петергоф не очень жаловала, а фонтанов не любила вовсе (по крайней мере, она всячески пыталась создать такое впечатление о своих вкусах). Тем не менее в парке при ней появляется несколько новых фонтанов и сооружений.
Так, в 1776 году Менажерейный пруд Петра I архитектор Юрий Фельтен превращает для нее в купальню под открытым небом, а восточный вольер отныне становится императорской переодевальней (гардеробной), соединяющейся с купальней коридором.
Доски с росписями со внутренних стен сняли и использовали в качестве строительного материала. Затем их заклеили холстом и покрыли новым слоем росписей, но об этом никто не знал. Считалось, что росписи были полностью утрачены. Их раскрытие - это #случайная находка , которая быа сделана во время реставрации 2004-2005 годов.
Правда, из-за того, что в 18 веке при переустройстве павильона их размещали хаотично, не учитывая рисунок, реставраторам потом пришлось собирать их как пазл, подбирая фрагменты узоров друг к другу.
В отличие от Западного вольера, здесь на потолке изображены различные виды тропических птиц в окружении цветочных гирлянд.
На стенах использован рокайль - изображение раковины с жемчужиной - очень характерный сюжет для эпохи барокко.
Можно заметить фрагмент послойной расчистки красок, оставленный реставраторами для наглядности.
Вот столько слоев краски покрывали эти чудесные росписи. Столько слоев пришлось вручную снять реставраторам, чтобы раскрыть их!
4️⃣ Пернатые обитатели вольеров
В настоящее время птичники выглядят именно так, как их задумал Петр I. Сооружениям возвращен исторический облик, они населены такими же пернатыми, как 300 лет назад.
Птицы живут здесь только в теплое время года, на зиму их перевозят в отапливаемые помещения. Так делали и при Петре Алексеевиче.
В западном вольере можно увидеть: зябликов, чижей, синиц, щеглов, овсянок, дубоносов, амадинов, рисовок, белоголовых муний, астрильдов и канареек.
В восточном обитают разнообразные попугаи: ара, жако, какаду, амазоны, розеллы, кореллы, пионитесы и др. Попугаи могут заучивать до 100 слов, имитировать разные звуки. Но в тот день, когда я заглянула к ним в гости, они были уставшие и разговаривать со мной отказались )))
Возле восточного вольера располагается Лебяжий пруд, который населяют лебеди, канадские гуси и утки.
Прекрасное уединенное место для прогулок и наслаждения природой.
- С прошлого года я всем своим гостям предлагаю посещение вольеров в рамках экскурсии по Нижнему парку Петергофа. Особенно птичники нравятся деткам!
*Оригинал статьи находится на моём сайте.
Другие мои рассказы о пригородах и музеях Петербурга здесь. Чтобы не пропустить новые, подпишитесь на мой канал. Благодарю за внимание!