Найти в Дзене
Histori Maniak

Миф о благородном рыцаре Роланде на поверку оказывается всего лишь рассказом о неудачнике-грабителе...

Песнь о Неистовом Роланде поднимала дух рыцарям перед сражениями, его, безвременно погибшего, в тоске оплакивали гимназистки столетия спустя. По легенде, отряд Роланда полёг во время нападения гигантской армии сарацинов. Роланд мог призвать, затрубив в волшебный рог, себе на помощь всю армию короля Карла — но из гордости отказывался это сделать до самой последней минуты. В результате помощь опоздала, все франки отряда Роланда полегли на поле боя.

Роланду также принадлежал волшебный меч Дюрандаль, который мог разрубать даже камень. Перед смертью Роланд попытался уничтожить его, чтобы тот не попал в руки врагу — но враг почему-то не очень заинтересовался волшебным оружием.

Песнь о Роланде написана о настоящем бретонском маркграфе, Хруодланде (имена у франков в те времена не отличались легкозвучностью). Вместе со своим королём Хруодланд действительно много лет воевал с сарацинами в Испании… на службе у других сарацин, то есть — он был наёмником у мусульман. В Испании Карл и, вероятно, его большой друг Роланд разорили один из городов басков, кстати, христиан.
Баски в отместку устроили засаду над ущельем, в котором войско Карла неминуемо бы растянулось в длинную тонкую линию, и спокойно перебили грабителей из северных земель — наёмников мусульман, не постеснявшихся нападать на единоверцев-христиан. Более того, баски это сделали, по меркам своего времени, остроумно — они встретили арьергард во главе с Роландом на подъёме в гору и скинули тяжёлых рыцарей и обозные телеги на их товарищей ниже по тропе. После, бродя между трупов, баски спокойно подобрали награбленное франками в Испании и вернулись с добычей по домам.

Видимо, на родине рассказывать обо всех этих приключениях франкам показалось стыдновато, и в Европе распространилась версия о битве гордых христиан с многочисленными мусульманами. Не совсем ясно притом, почему главным героем этой битвы стал именно Роланд — баски перебили множество знатных рыцарей. Быть может, Роланд был чем-то особенно дорог Карлу.