Найти тему
Туман войны

Иногда лучше «..БЕДА», чем «ПОБЕДА». Бесславные «Виктории»

Гибель броненосца "Виктория".
Гибель броненосца "Виктория".

По мнению капитана Врунгеля, «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Свою, как мы помним, он назвал ПОБЕДА, но две первые буквы отвалились. Тем не менее, именно на яхте БЕДА он победил в Большой регате.

Подданные Британской короны тоже любили побеждать. Олицетворением британской победы над всем миром являлась королева Виктория. Англичане гордились своей королевой, называли в ее честь земли, водопады, пароходы. У последних судьба складывалась не всегда удачно, а иногда даже трагически.

24 мая 1884 в Канаде погиб речной пароход «Виктория». На канадской реке Темзе стоит канадский городок Лондон. Тогда в нем проживало около 30 тыс. человек. В тот день «Виктория» повезла человек триста горожан на увеселительную прогулку. По пути встретился другой пароход, севший на мель. Пришлось пассажиров с него, а их было тоже около трехсот, принять к себе на борт. Многие из отдыхающих уже хорошенько «приняли на грудь» и устроили забаву – стали раскачивать судно, перебегая с одного борта на другой. Капитан и команда никак не могли унять хулиганов. Сначала всем было весело, но потом конструкция не выдержала, и пароход развалился. 360 человек с речной прогулки не вернулись. 2 апреля 1887 года близ Дьеппа во время густого тумана налетел на подводные скалы и затонул английский пароход «Виктория». Помимо команды, на борту было 90 пассажиров. Точных данных о жертвах нет, но спастись удалось далеко не всем. Всему виной был пьяный смотритель маяка, который в туман должен был подавать звуковые сигналы. Но уснул.

-2

Броненосец "Виктория"
Броненосец "Виктория"

22 июня 1893 года в Средиземном море недалеко от триполитанского побережья затонул флагман британской Средиземноморской эскадры броненосец «Виктория». Эскадра под командованием адмирала Джорджа Трайнона проводила маневры в строю двух колонн. Адмирал дал команду обеим колоннам последовательно развернуться и лечь на обратный курс. Разворот должен был пройти навстречу друг другу. Дистанция между колоннами была рассчитана Трайноном неверно. В результате броненосец «Кампердаун», шедший во главе левой колонны, под прямым углом врезался в «Викторию», возглавлявшую правую. По иронии судьбы, оба корабля были предназначены для уничтожения противника таранными ударами. Англичане, да и не только они, тогда считали корабельную артиллерию неэффективной против броненосных кораблей. Только удар мощным форштевнем мог гарантированно отправить врага на дно. Что и было «блестяще» доказано. Через 10 минут «Виктория» затонула вместе с половиной экипажа и адмиралом Трайноном. 338 человек удалось спасти.

Интересный факт: «охотники» на затонувшие корабли долгое время не могли обнаружить останки корабля. При том, что были известны точные координаты его гибели. Аппаратура конца прошлого-начала нынешнего веков не видела на дне большого корабля. А глубина там около 150 метров. Загадка открылась в 2005 году. «Виктория» стоит на дне вертикально. Ее мощный нос глубоко вошел в грунт. Поэтому исследователи принимали ее за подводную скалу.

Винты затонувшей "Виктории"
Винты затонувшей "Виктории"

Не менее печально складывалось судьба и у кораблей, названных в честь внучки королевы Виктории – сестры короля Георга V принцессы Виктории Великобританской. 19 мая 1940 года при минной постановке в устье реки Хамбер на собственной мине подорвался и затонул минный заградитель «Принцесса Виктория». 36 моряков погибло. Изначально судно построено как автопассажирский паром, который курсировал между Шотландией и Северной Ирландией. В 1939 году мобилизовано ВМФ, переоборудовано в минный заградитель.

Паром "Принцесса Виктория"
Паром "Принцесса Виктория"

В 1947 году для сообщения между Шотландией и Ирландией был построен новый паром, получивший название «Принцесса Виктория». 31 января 1951 года паром вышел из порта Странраер и взял курс на Ларн. Всего нужно было пройти 35 миль. На борту находилось 127 пассажиров и 49 членов экипажа. На пути судно попало в сильный шторм. Кормовые ворота не выдержали ударов волн. Вода стала поступать на автомобильную палубу. Паром дал большой крен. Помощь выслали своевременно, но капитан «Принцессы Виктории» неверно определил и указал координаты. Спасатели в указанном районе никого не нашли. Расширив район поисков, обнаружили несколько спасательных шлюпок с парома. В них было всего 43 человека. От них и узнали, что паром затонул. Остальные пассажиры и члены экипажа, включая капитана, погибли.

Такая вот невеселая статистика. Виктория - далеко не всегда победа.