Найти тему
Анна К.

Самый элегантный карантин в мировой художественной литературе

возникла же она, быть может, под влиянием небесных тел, а быть может, ее наслал на нас за грехи правый гнев божий, дабы мы их искупили, но только за несколько лет до этого она появилась на Востоке и унесла бессчетное число жизней, а затем, беспрестанно двигаясь с места на место и разросшись до размеров умопомрачительных, добралась наконец и до Запада. Ничего не могли с ней поделать догадливость и предусмотрительность человеческая, очистившая город от скопившихся нечистот руками людей, для этой цели употребленных, воспрещавшая въезд больным, распространившая советы медиков, как уберечься от заразы; ничего не могли с ней поделать и частые усердные моления богобоязненных жителей, принимавших участие как в процессиях, так равно и в других видах молебствий, — приблизительно в начале весны вышеуказанного года страшная болезнь начала оказывать пагубное свое действие и изумлять необыкновенными своими проявлениями.

Так начинается первая глава знаменитой книги Джованни Боккаччо "Декамерон". Речь здесь идет о знаменитой эпидемии чумы, вспыхнувшей в Тоскане в январе 1348 года. В апреле того же года она перекинулась во Флоренцию. Болезнь была завезена с Востока. По одним сведениям — из Сирии, по другим — из Кафы (нынешняя Феодосия в Крыму). Согласно последней версии, в татарском войске, осаждавшем принадлежавшую генуэзцам Кафу, началась эпидемия чумы. Будучи не в силах взять сильно укрепленный город приступом, татары решились на отчаянное средство: с помощью катапульт они стали перебрасывать трупы умерших от чумы через городские стены. Несмотря на все принятые осажденными меры, несколько зараженных попали на корабли, отплывшие в Италию. Так началась чума в Европе, повлекшая за собой неисчислимые жертвы.

Жители Флоренции по-разному пытались спастись от чумы.

Одни старались "держаться подальше от заболевших, избегать общения с ними и не притрагиваться к их вещам".
Иные стояли на том, что жизнь умеренная и воздержная предохраняет человека от заразы. Объединившись с единомышленниками своими, они жили обособленно от прочих, укрывались и запирались в таких домах, где не было больных, и где им больше нравилось, в умеренном количестве потребляли изысканную пищу и наилучшие вина, не допускали излишеств, предпочитали не вступать в разговоры с людьми не их круга, боясь, как бы до них не дошли вести о смертях и болезнях, слушали музыку и, сколько могли, развлекались.
Другие, придерживавшиеся мнения противоположного, напротив того, утверждали, что вином упиваться, наслаждаться, петь, гулять, веселиться, по возможности исполнять свои прихоти, что бы ни случилось — все встречать смешком да шуточкой, — вот, мол, самое верное средство от недуга.
А были и такие, что пытались спастись бегством. "... многие мужчины и женщины бросили родной город, дома и жилища, родных и все имущество свое и устремились кто в окрестности Флоренции, кто в окрестности других городов"

И вот в самый разгар страшной болезни семь девушек и трое юношей решили уединиться в одном из своих загородных имений.

Там поют птички, зеленеют холмы и долы, на нивах волнуется море хлебов, и каких только нет там деревьев, и небо там более открытое, нежели здесь, и хоть оно и гневается на нас, а все же вечной своей красы не скрывает, — все это куда больше ласкает взор, нежели опустевший наш город. Да и воздух там чище, и все, что в такое время особенно необходимо для поддержания сил, мы там найдем в изобилии, а вот огорчений там меньше.

Вот такой получился карантин. А чтобы им там было нескучно, они решили развлекать друг друга разными историями. Каждый день выбирался король или королева, которые назначали тему дня.И все рассказывали истории на заданную тему.Истории очень интересные: смешные, поучительные, грустные, романтические. Есть истории и про это... Но как же элегантно рассказывает об этом Боккаччо. "...любую неприличную вещь можно рассказать в приличных выражениях, и тогда она никого не оскорбит", - говорит автор.

Вот бы современным писателям и драматургам поучиться.

Есть очень весёлые истории про представителей духовенства, ведь "монахи — люди хорошие, они стараются ни в чем себе не отказывать только из любви к богу, накачивают единственно потому, что насосы у них полны..."

Любители романтических историй тоже найдут много интересного.

Десять дней молодые люди находились в загородном дворце, каждый из них рассказывал каждый день по одной истории. 100 удивительных, захватывающих историй! Так получился "Декамерон", или дословно "Десятиднев".

Через десять дней молодые люди вернулись во Флоренцию. Так закончился их карантин.

А если вы сейчас оказались в самоизоляции, откройте для себя прекрасный мир "Декамерона" Боккаччо.