4й понедельник марта и очередной Митап Compot по теме “Сколько стоит сообщество?”.
Спикеры:
- Федор Скуратов (КМ Ton Labs)
- Кирилл Сушон (Head КМ Innova Systems)
- Анастасия Новикова (Руководитель новых проектов Grow Up)
Модератор дискуссии: Анна Гаан (Основатель бюро Compot)
Спикер 1 — Федор Скуратов
Федор Скуратов: Всем доброго вечера. Я хочу начать с того, что количество внимания, которое мы можем уделять чему-либо, ограничено. Ресурс КМа ограничен — это что касается стоимости сообщества. Для нас самих это дорого. Если мы говорим о сообществе, то деньги =внимание. Я не трачу денег на развитие комьюнити. Я считаю, что если все не происходит бесплатно — значит и не сильно надо. Кроме всяких мелких штук, типа бота, платных сервисов для проведения общих звонков и так далее.
Анна Гаан: Но как управлять сообществом без бюджета?
Федор Скуратов: Уделять максимальное количество внимания. Чем вы профессиональнее как КМ, тем меньше времени тратите. Просто профи потратит час, а новичок — 8 часов. Можно внедрить какие-то инструменты, чтобы было проще. Можно бота. Если есть свободные деньги — вкладывайте.
Анна Гаан: А если ты — крупный бренд? И что тогда делать? Как создавать корпоративное комьюнити? Людей в таком сообществе сложно мотивировать. Они тратят много денег на технические штуки, например.
Федор Скуратов: Бизнес исходит из своей повестки, когда запускает комьюнити. У людей, которые должны быть собраны, есть свои потребности. Если людям что-то нужно — они даже сами доплатят. Чем дальше ваше сообщество от запросов людей, тем больше денег в него вложить надо будет. Если тратите много денег на сообщество и результат такой себе — может, сообщество такое и не нужно никому? Например, на митапах часто делают фуршеты. По сути, зачем они нужны? Это нецелевая трата денег. Чем больше денег вы вложили, тем менее конвертируемая публика придет.
Спикер 2 — Кирилл Сушон
Анна Гаан: Наш следующий спикер — Кирилл Сушон. Кирилл, тебе слово.
Кирилл Сушон: Всем привет. Я работаю в Иннове — мы локализируем игры для российского рынка, адаптируем их для российских игроков, раскручиваем на нашем рынке, пиарим, поддерживаем технически и, конечно, КМим. На рынке мы с 2007 года. У нас было запущено больше 40 проектов, скорее даже за 50. У нас работает примерно 200 человек. Работаем в России и СНГ, потом вышли на Европу, а сейчас еще в Южную Америку. ВК и Одноклассники — наши сети для крупных проектов. Крупные проекты для нас — около 150 тысяч участников. Помельче — около 50 тысяч.
На что мы тратимся? Под каждую игру собрана отдельная команда. Мы не берем готовых людей из индустрии КМ, готовим новичков. У нас долгий найм. Порядка 80 собесов на одну позицию. Каждая позиция — несколько месяцев. Тратим на HR, тратим на обучение. Мы отлавливаем людей после универа.
В проектах мы задействуем ресурс не только КМа, но и сторонний — чаще всего это сами игроки. Вообще КМ — это все-таки игровая индустрия, профессия зародилась в играх, и наиболее к ней применима.
На крупном проекте сетка наших помощников доходит до 100 человек. КМ также занимается аналитикой и пиаром — он не только постит картинки и мемчики. КМ для нас — наполовину менеджер, он даже может стать ассистентом руководителя проектов. Я против того тезиса, что “на это способен каждый”. Комьюнити-менеджментом может заниматься только обученный человек с мозгами, лояльный компании и тематике человек.
Есть примеры того, как силами развитого комьюнити можно решить проблемы, которые компания не может решить легально другими методами. Пустить слух, найти нарушителя — это все мы делаем силами комьюнити через КМа. Вот чем у нас занимается КМ:
Федор Скуратов: Кирилл прекрасная презентация! А то, что вы берете столько джунов — это не потому что к вам не шли просто профессиональные развитые КМы? Может, эта политика не потому, что так логичнее и эффективнее, а потому что это отображение неких процессов в компании?
Кирилл Сушон: Набирать новичков — это была одна из идей руководящего состава. Мы рассматриваем людей и с опытом, и без опыта. На собесе мы сразу рассказываем, как работаем, и берем тех, кого это тоже устраивает.
Анна Гаан: Вы тратите деньги на мерч, на встречи?
Кирилл Сушон: Да, конечно. Суммы варьируют от десятка тысяч рублей до миллионов, если проект крупный. Мы не монетизируем эти мероприятия в основном. Редко продаем на них билеты, они в основном бесплатные.
Анна Гаан: Какие зарплаты у ваших КМов?
Кирилл Сушон: Могут стремиться к шестизначным числам.
Анастасия Смурова (КМ Mango Telecom): Что легче: обучить новичка в комьюнити-менеджменте или взять готового профи-КМа?
Кирилл Сушон: Зависит от проекта. Но я считаю, что легче растить. Но зависит от направления, которым занимается КМ. Аналитика, например, растить сложно, надо брать готового. Что дешевле получается — трудно сказать. Наставнику приходятся тратить время, а это издержки. Но профи в целом приходится платить больше.
Константин Лещенко (бренд-мейкер): Вы покупаете траффик на привлечение людей в комьюнити?
Кирилл Сушон: К нам приходят люди в комьюнити через игру, а само комьюнити мы не таргетируем отдельно от игры. Через проект мы затаскиваем людей в комьюнити через различные реферальные программы, акции, конкурсы.
Спикер 3 — Анастасия Новикова
Анастасия Новикова: Всем привет! Я занимаюсь коворкингом Grow Up.
Анна Гаан: Как я попадаю в ваше сообщество, у вас ведь, как у коворкинга, все завязано на офлайне?
Анастасия Новикова: Мы делаем еженедельные Митапы, на разных мероприятиях людей отлавливаем и тащим в онлайн. У нас есть чат в ТГ еще, у каждой площадки свой, но есть один общий хэд аккаунт. Мы помогаем друг другу в этих чатах. Плюс личные кабинеты на сайте. Кабинет устроен таким образом, что там тоже есть услуги (забронить переговорку, купить тариф), и там мы собираем инфу, чтобы потом пригласить человека в комьюнити.
Анна Гаан: Сколько у вас стоит комьюнити? Вы вроде часто устраиваете вечеринки.
Анастасия Новикова: Мы больше вкладываемся в нетворкинг. А вечеринки — для поддержания нетворкинга. КМ оказывает помощь резидентам — всякую разную, знает всех в лицо, общается со всеми. Благодаря мероприятиям в том числе, конечно. Люди доверяют друг другу — в наших коворкингах элементарная безопасность. Если человек оставил кошелек — другой резидент отдаст этот кошелек, а не присвоит, так как он - часть комьюнити.
Анна Гаан: Какая зарплата у ваших комьюнити-менеджеров?
Анастасия Новикова: до 100 тысяч. Между 50 и 100. Нам приходилось менять КМов, потому что мы не могли понять, что надо, что хотим. В нашей стране КМ — это личностная тема. Ты можешь быть крутым КМом, но тематика важна, человек может просто не вписаться в сферу. Мы смотрели людей из разных сфер. Приходили часто из ивент-индустрии, которым наши зарплаты казались смешными. Сейчас мы не ищем КМов, мы работаем с теми, кто уже есть. От КМа мы ждем, что будет много эффективных мероприятий, что клиенты будут удерживаться.
Свободный формат вопросов/ответов
Анна Гаан: Что мы сейчас можем делать в связи с эпидемиологической ситуацией? Изменилось ли что-то в вашей работе в связи с этим?
Анастасия Новикова: Мы потеряли часть прибыли — около 30% за месяц — но все наши резиденты из-за индивидуального подхода продолжают платить нам деньги за место, даже не посещая коворкинг. Мы делаем онлайн-мероприятия. Мы делаем смешные ролики, много историй про то, как себя обезопасить, а еще что работать из дома постоянно — это неэффективно. Так как сейчас сейчас нельзя проводить мероприятия, наши КМы предложили спикерам делать вебинары, онлайн-лекции, обеспечивают это технически.
Кирилл Сушон: Мне тут рассказать нечего. Наша индустрия в такие моменты не страдает. Мы немножко вносим повестку в наш диалог с комьюнити. Когда идет рост онлайна, лучше не думать, а создавать людям комфортные условия; делать так, чтобы они пользовались услугами. Мы в принципе редко поднимаем темы, которые выходят за грани нашего проекта. У нас не должно быть слишком отвлеченных постов. Мы не делаем это центральным инфоповодом. Просто упоминаем.
Федор Скуратов: Игровая индустрия сейчас не в кризисе. Игровики будут грести деньги лопатой. А вот все, что вокруг игровой индустрии (например, игровые порталы), может подохнуть. Они же живут на другие источники дохода. У игровиков должна быть social responsibility, чтобы обеспечить им сейчас выживаемость.
Анна Гаан: Возвращаясь к вопросу: что мы сейчас можем делать, Федь, в связи с эпидемией коронавируса?
Федор Скуратов: Основное: нам, как лидерам сообществ, надо сейчас следить за экспертами в медицинской теме. И на основе их инфы уже распространять что-то в свои сообщества. Мы не должны распространять фейки, а предоставлять достоверную информацию.
Анастасия Смурова: У меня вопрос про b2b сообщества. Как их развивать?
Константин Лещенко: Я из b2b. Выходить индивидуально можно на потенциальных участников через линкедин, через почту. Писать им, если есть крутой контент, чтобы обратили внимание.
Ырысбек Ташбаев (Совет профессионалов по целям поставок): У нас профессиональное b2b сообщество. Мы сейчас переходим из оффлайна в онлайн. Сначала сообщество было онлайн, потом стало оффлайн — мы сами перевели это в оффлайновую плоскость. Мы сделали так, что у участников комьюнити стала возможность быстро обмениваться информацией. Что где происходит в индустрии или рядом с ней, чтобы планировать рабочие стратегии. Мы создали группы в телеграме, и публикуем туда инфу, даем возможность обмениваться мениями в чатах.
Анастасия Смурова: Вопрос Кириллу Сушону: почему ты думаешь, что комьюнити-менеджмент актуален только в игровой индустрии?
Кирилл Сушон: Я не могу придумать ситуацию, кроме игровой индустрии, где комьюнити с нуждой в КМе применимо. В игровой индустрии это наиболее естественная профессия, на мой взгляд.
Федор Скуратов: Не согласен. Мне сложно придумать, где комьюнити нет. Где есть конфликт, проблема — там складывается сообщество, это неизбежно. Просто в игровой индустрии сразу складываются 4 К: Кооперация, Коллаборация, Конкуренция, Конфликт. В других сообществах они менее очевидны, но тоже есть.
Кирилл Сушон: Комьюнити может сложиться вокруг чего угодно. Это не значит, что им нужен КМ.
Федор Скуратов: Сообщество может развить целую индустрию, и если у нас есть такое сообщество, то ему нужен КМ, чтобы направлять развитие комьюнити в правильное русло.
Мария (управляет своим сообществом): Есть ли какой-то стартер кит для построения сообщества?
Анна Гаан: У нас есть запись с прошлого Митапа Compot "Как создать сообщество?". У нас есть база знаний. Заходите в компот чат — там есть все гайды, все статьи. В чате RCM можно спросить что угодно, и у нас все советуют и отвечают.
Кирилл Сушон: У меня вопрос: а что можно ожидать от комьюнити кроме денег? Мы спрашиваем, сколько стоит комьюнити. А что оно дает взамен?
Федор Скуратов: Вы от друзей хотите что-то получить?
Анна Гаан: Любовь, потусить, помощь, поддержку.
Федор Скуратов. И внимание. Это мы и должны получать от сообществ в идеале. Деньги — универсальный обменный механизм, им в теории может быть измерено все. Цену репутации мы не можем измерить — пока просто нет механизмов. Мы получаем от сообществ то же, что от друзей. Конвертация комьюнити в деньги стоит рассматривать как приятный бонус. Но задайте себе вопрос: станете вы делать то же самое без денег?
Анна Гаан: КМы должны любить то, чем занимаются, иначе выгорание неизбежно.
Маргарита Васильева (менеджер Северсталь): Здравствуйте, коллеги. Мы b2b компания, и о теплых отношениях, дружбе в комьюнити и прочем речь пока не идет. Мне хочется спросить, есть ли измеримые метрики, которые могут у руководителей могут стать точкой принятия решения, стоит ли вообще сообщество своих денег.
Анна Гаан: Честно спросите себя: а что вы хотите получить в итоге? И под результат уже продумывайте стратегию. Бывает так, что результат можно получить другими методами. Комьюнити — это долго и дорого. Много внимания нужно уделять, работать с людьми.