Найти в Дзене
Византроп

Грязный-чистый город

В коронавирусный весенний период появилось немало новостей об улучшении экологической ситуации в "карантинных" городах. Вслед за новостями нахлынули мемы из разряда "Дельфины вернулись в каналы... (подставьте любой город)". Но если отбросить юмористическую составляющую, в такие моменты разрываешься между ужасом заточения и радостью за очищение природы, жизненного пространства.

Цивилизованный человек на протяжении своей истории с переменным успехом боролся с грязью в различных ее проявлениях. Она имела и имеет исключительно негативное значение. Но есть своя эстетика в грязи, тем более когда ты видишь ее не под ногами или из собственного окна, а на холсте или по ту сторону экрана.

А. Саврасов "Проселок" (1873)
А. Саврасов "Проселок" (1873)

Конечно, крестьянин не особо радуется размытой дождем проселочной дороге, но это естественное явление, даже должное. Сельская местность максимально вписана в природу, не преобразует ее. Город же, как менее естественное (природное) образование, являлся ареной борьбы с грязью.

По истории гигиены написано достаточно много текстов как научных, так и популярных. О "немытой Европе" не высказывался только ленивый. Не трудно найти кучу статеек пересказывающих/копирующих про блохоловки, боязнь воды и т.п. Но это интересные истории о личной гигиене, которая несомненно связана с общей чистотой. А что с городом?

Со средневековья и до конца XIX в. европейский город, если и не утопал в грязи, то уж точно не мог похвастаться чистотой, которую обычно приводят в пример в настоящее время. Стругацкие в своей фантастической повести "Трудно быть богом" показали вымышленное "Средневековье" на другой планете, но отталкивались они конечно от нашего реального прошлого. Полное погружение в эстетику грязи можно получить в фильме А.Ю. Германа по данному произведению.

-2
Кадры из фильма "Трудно быть богом" (2013)
Кадры из фильма "Трудно быть богом" (2013)

Уровень чистоты рос и ситуация улучшалась, но и в XIX в. можно было визуально "искупаться в грязи". Ведь это не только пыль, размоченная водой, но и разруха, миазмы (вонь), гниль и т.п. Чарльз Диккенс в романе "Оливер Твист" красочно задокументировал один из районов Лондона того времени: "... окна, разбитые и заклеенные, с торчащими из них жердями для сушки белья, которого никогда на них нет... деревянные пристройки, нависающие над грязью и грозящие рухнуть в нее - что и случается с иными; закопченные стены и подгнивающие фундаменты; все отвратительные признаки нищеты, всякая грязь, гниль, отбросы..."

Или вот, еще один прекрасный пример - роман "Парфюмер". На первых же страницах Патрик Зюскинд прекрасно описывает грязный город Нового времени через запахи: "Улицы воняли навозом, дворы воняли мочой, лестницы воняли гнилым деревом и крысиным пометом... Воняли реки, воняли площади, воняли церкви, воняло под мостами и во дворцах".

-4
Кадры из фильма "Парфюмер" (2006)
Кадры из фильма "Парфюмер" (2006)

Обратите внимание на второй кадр. Толпы людей, как биомасса, в какой-то мере тоже "загрязняют" улицы города. Он "страдает" от человека, но и "умирает" без него. Город балансирует между двуми крайностями: запустением (поглощением природой) и облюдением (перенасыщением человеком).

Какой отсюда вывод? Никаких нравоучений, просто визуализируем!

Лайк и подписка, если не затруднит.