Плен равносилен предательству. Это фронтовики знали хорошо.
Бесстрашные воздушные асы, не раз смотревшие смерти в лицо, боялись плена. А шансы оказаться в лапах у фашистов были велики. Сбивали их довольно часто. Только в 1943-1945 годах пропали без вести или оказались в плену около 11 тысяч военных летчиков[1]. По-разному сложились судьбы этих людей. Значительно число было осуждено. Среди них - Герои Советского Союза Г.В. Лепехин, В.А. Меркушев, Герой России С.И. Вандышев и др.
Наш рассказ – лишь о 10 легендарных летчиках, Героях Советского Союза, которым удалось бежать из плена (часть 1). Они избежали суда. Но пребывание в плену не прошло для них бесследно. Несколько томительных месяцев в проверочно-фильтрационных лагерях, унизительные допросы, недоверие командования…
В части 2 расскажем еще несколько удивительных историй о 10 летчиках, бежавших из плена на немецких самолетах.
1. Дважды Герой Советского Союза (1943, 1944) Лавриненков Владимир Дмитриевич (1919-1988)
В.Д. Лавриненков родился 17 мая 1919 года в дер. Птахино Починковского района Смоленской области. Окончил Чугуевское военное авиационное училище. Летал на И-15бис, Як-1, Як-7, «Аэрокобре». Только за один месяц боёв в разгар Сталинградской битвы сбил 14 вражеских самолётов, в том числе 8 лично.
1 мая 1943 года летчик 9-го гвардейского ИАП младший лейтенант Лавриненков был удостоен звания Героя Советского Союза.
В воздушном бою 24 августа 1943 года протаранил своим самолетом «раму» (разведчик FW-189), которую Лавриненков перед этим атаковал. Выпрыгнув с парашютом, приземлился прямо на позиции немцев. Вскоре ему удалось бежать вместе с летчиком Карюкиным. Они выпрыгнули ночью из идущего на полной скорости поезда и около двух месяцев воевали в составе партизанского объединения им. Чапаева. По возвращении в часть – обязательная проверка и недоверие командования.
В своих мемуарах генерал-полковник авиации Лавриненков вспоминал: «Мне не давали разрешения на вылет, хотя никто и не отстранял от полетов. Занимался в основном писаниной: в который уже раз излагал на бумаге историю своего пребывания на оккупированной территории и ждал результатов»[2].
К счастью, все обошлось. До суда дело не дошло. Видимо, сыграли свою роль отличные характеристики Лавриненкова, письменные подтверждения партизан, а также его поистине всенародная известность (после опубликования в «Красной Звезде» серии статей «Мои воздушные бои».
К концу войны гвардии майор Лавриненков совершил 488 боевых вылетов, в 134 воздушных боях сбил лично 36 и в составе группы - 7 самолётов врага. 1 июля 1944 года был удостоен звания дважды Героя Советского Союза.
2. Герой Советского Союза (1945) Голубев Сергей Васильевич (1923-2007)
С.В. Голубев родился 14 января 1923 года в селе Абакша (ныне – в черте Барнаула) Алтайского края.
Окончил Омскую военную авиационную школу лётчиков. На фронте – с ноября 1941 года. Летал на По-2.
В одном из воздушных боёв был сбит, после чего, вернувшись в строй, «переквалифицировался» в штурмовика, окончил Полтавскую высшую офицерскую школу штурманов. В августе 1944 года снова был сбит. Самолёт Ил-2 взорвался от прямого попадания в бензобак, а летчик в бессознательном состоянии оказался в плену. Голубев рассказывал, что спасся благодаря счастливой случайности. Его захотел лично допросить командующий румынским фронтом, но ночью фронт прорвали советские танки, и ему удалось бежать из тюрьмы.
Казалось, все обошлось. За годы войны гвардии старший лейтенант Голубев, штурман 167-го гвардейского штурмового авиаполка, совершил 165 боевых вылетов, из них 107 на Ил-2. Был представлен к геройскому званию… и ровно через неделю после Победы оказался в фильтрационном лагере под Уфой.
29 июня 1945 года состоялся Указ о присвоении Голубеву звания Героя Советского Союза. А он по-прежнему проходил проверку в лагере – с мая по октябрь. Оттуда тоже бежал, но был задержан[3].
Награды Голубеву возвратили только в 1948 году. Он командовал воздушной армией, а службу закончил в должности заместителя Главкома войск Западного направления.
3. Герой Советского Союза (1978) Дольников Григорий Устинович (1923-1996)
Г.У. Дольников родился 8 мая 1923 года в деревне Сахаровка, ныне Горецкого района Могилёвской области. Летать учился перед войной в Минском аэроклубе. На фронт его направили летом 1943 году, после окончания Батайской военной авиационной школы пилотов.
30 сентября 1943 года летчик 100-го гвардейского истребительного авиационного полка младший лейтенант Дольников в неравном бою был сбит и попал в плен.
Распространено мнение, что Михаил Шолохов написал свой знаменитый рассказ «Судьба человека», основываясь на фронтовой биографии Дольникова. Но это, вероятно, не совсем так. Андрей Соколов – образ собирательный. Григорий Устинович писал, что не был знаком с писателем. Хотя, находясь в плену, он тоже назвался Соколовым, а эпизод с водкой, так поразивший немцев, действительно имел место.
Дольников подробно описал в мемуарах, что выпил перед расстрелом (не состоявшимся), не закусывая, три стакана водки. Когда он допил третий стакан, а растерянные и удивленные немцы снова предложили ему закусить перед смертью, он с гордостью и достоинством советского человека произнес: «Мы и перед смертью не закусываем»[4].
Несколько раз Дольников пытался совершить побег. Удачной оказалась лишь четвёртая попытка. Когда пленных остановили на ночевку, Дольникову вместе с другими беглецами удалось убить часового и бежать. Они оказались в партизанском отряд «Родина».
По возвращении в апреле 1944 года в свой родной полк Дольникова спас от «Смерша» комдив Дзусов, а потом и Покрышкин, заявивший контрразведчикам, задержавшим летчика:
- Дольникова оставьте в покое! Разве не видите, что его биография написана у него на коже!
Но летчика оставили в покое лишь на время. После войны эта страница его биографии еще не раз становилась объектом пристального изучения сотрудников военной контрразведки…
Всего за годы войны Дольников совершил 160 боевых вылетов, в 42 воздушных боях сбил лично 15 и в паре – 1 самолёт противника. Но к звезде Героя его тогда не представили.
Не получили заслуженных Золотых Звезд и бежавшие вместе с ним из лагеря летчики гвардии капитан В.К. Скробов и гвардии лейтенант Н.Ф. Мусиенко.
В конце 1945 года в Хабаровске, куда Дольникова перевели для прохождения дальнейшей службы, его задержали. А потом – в течение пяти лет периодически допрашивали в рамках заведенного дела. Но в итоге дело все же было прекращено. Дольников остался в армии, прошел еще две войны (Египет и Эфиопия), дослужился до генерал-полковника авиации. В 1978 году наконец-то стал Героем Советского Союза. Он узнал об этом в далекой Эфиопии.
4. Герой Советского Союза (1944) Драченко Иван Григорьевич (1922-1994)
И.Г. Драченко родился 15 ноября 1922 в селе Большая Севастьяновка Черкасской области (Украина). Окончил Тамбовскую военную авиационную школу пилотов. Летал на штурмовике Ил-2.
Драченко – единственный из летчиков-героев, ставший в то же время полным кавалером высшей солдатской награды – ордена Славы трех степеней[5].
И один из немногих, кто продолжал летать после потери глаза.
14 августа 1943 года в районе Харькова младший лейтенант Драченко на Ил-2, спасая командира полка, таранил фашистский самолет. При этом, серьезно повредил и свой штурмовик, получил тяжелое ранение и приземлился на парашюте в тылу врага. В лагере военнопленных под Полтавой, несмотря на сделанную советским врачом операцию, он потерял глаз. Но все же сумел бежать и добраться до своих. Драченко вернулся в свой полк и продолжал летать – с одним глазом! За годы войны на его счету 151 боевой вылет, в 24 воздушных боях он сбил 5 самолётов врага, ещё 9 уничтожил на аэродромах, разрушил 4 моста, уничтожил большое количество боевой техники и живой силы противника.
26 октября 1944 года Драченко стал Героем Советского Союза.
5. Герой Советского Союза (1946) Лозоренко Борис Иванович (1919-1969)
Б.И. Лозоренко родился 6 февраля 1919 года в г. Омске. Окончил Пермскую военую авиационную школу пилотов.
Обстоятельства пленения командира эскадрильи 568-го штурмового авиаполка старшего лейтенанта Лозоренко и его побега схожи с вышеописанной историей летчика Лавриненкова.
26 июля 1943 года Ил-2 Лозоренко был сбит. Тяжело раненым летчик попал в плен. 4 сентября того же года на пути в Германию Лозоренко вместе с другими военнопленными совершил побег из поезда, вырезав отверстие в вагоне. Храбро воевал несколько месяцев в партизанской бригаде имени Щорса. В начале 1944 года был переправлен через линию фронта и вернулся в свою часть.
К концу войны капитан Лозоренко совершил 133 успешных боевых вылета, сбил 2 самолёта противника. Звание Героя Советского Союза присвоено ему 15 мая 1946 года.
6. Герой Советского Союза (1944) Разгонин Александр Иванович (1919-2012)
А.И. Разгонин родился 30 августа 1919 года в посёлке Минеральные Воды, ныне город Ставропольского края.
Окончил Ейское военное авиационное училище морских лётчиков.
В ноябре 1943 года гвардии старший лейтенант Разгонин, летчик 1-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка 8-й минно-торпедной авиадивизии ВВС Балтийского флота после аварийного приземления торпедоносца на вражеской территории был схвачен литовскими полицаями и оказался попал в плену. К этому времени он совершил 69 боевых вылетов, потопил 5 вражеских транспортов общим водоизмещением около 30 тысяч тонн и 1 финский сторожевой корабль.
О присвоении ему звания Героя Советского Союза Разгонин узнал уже в концлагере. В марте 1945 года бежал с другими заключенными из лагеря в Ашшафенбурге. Беглецы вышли в расположение американских войск, в мае были переданы советской миссии. В июле-августе 1945 года Разгонин проходил проверку в 28-м запасном стрелковом полку 12-й запасной стрелковой дивизии. Это фильтрационный лагерь НКВД в Башкирии. По причине пребывания в плену Звезду Героя ему так и не вручили.
Лишь через восемнадцать лет, благодаря усилиям его командира И.И. Борзова, Разгонин получил заслуженную награду.
В заключение остается сказать, что первый самолет Бе-200ЧС, который получила авиация МЧС России в 2016 году, носит имя «Александр Разгонин».
7. Герой Советского Союза (1944) Пысин Николай Васильевич (1917—1975)
Н.В. Пысин родился 6 декабря 1917 года в деревне Сережино Угодско-Заводского района Калужской области.
Окончил Ейское военное авиационное училище морских лётчиков.
Командир эскадрильи 8-го гвардейского штурмового авиационного полка 11-й штурмовой авиадивизии ВВС Черноморского флота гвардии капитан Н.В. Пысин к маю 1944 года, когда решался вопрос о награждении его Золотой Звездой, совершил 76 боевых вылетов, нанес поражение 6 судам противника, сбил 2 вражеских самолета. 19 августа 44-го, уже после передислокации на Балтику, он стал Героем, а 20 февраля 45-го был сбит. Тогда в фронтовой дивизионке появился его снимок у самолета со следующей надписью: «Герой Советского Союза Пысин Н.В. погиб смертью храбрых в боях под Либавой». Но Пысин выжил, оказался в плену, из которого через два месяца бежал с другими военнопленными по канализационной трубе (по другим данным – его освободили в апреле американцы). Самое удивительное – он сумел сохранить Золотую Звезду, которую прятал во рту.
Благополучно прошел проверку и после войны продолжал служить в авиации ВМФ СССР.
8. Герой Советского Союза (1943) Романенко Александр Сергеевич (1912-1943)
А.С. Романенко родился 4 сентября 1912 года в станице Миллерово, ныне город Ростовской области. Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков. На фронте – старший лейтенант Романенко с июня 1941 года. Отличился в первых же боях. В бою под Нарофоминском сбил на своем «ишаке» сразу три «Ю-88». А за год боев – шестнадцать вражеских самолетов, был награжден тремя орденами Красного Знамени и дважды представлялся к званию Героя – в декабре 41-го и весной 42-го.
3 сентября 1942 года в бою в районе г. Ржева Романенко протаранил своим поврежденным «Яком» немецкий истребитель и на разрушенном самолете совершил вынужденную посадку, после чего потерял сознание и был схвачен фашистами. Неоднократно пытался бежать из плена. Удачной оказалась только третья попытка. Она удивительным образом напоминает обстоятельства побега, совершенного Лавриненковым и Лозоренко. Романенко ночью выпрыгнул на ходу из поезда, скитался по лесам. Наконец, вышел к партизанам, и с их помощью перешел линию фронта. После расследования, проведенного особистами, награждение летчика Золотой Звездой не состоялось.
Но к полетам его допустили и вскоре штурман 91-го истребительного авиаполка майор А.С. Романенко «реабилитировался». В сентябре 1943 года за сбитые 23 самолета (20+3) его все же удостоили геройского звания, потом назначили командиром полка. А 6 ноября случилась беда – Романенко погиб в районе Киева, сраженный огнем своих же зениток. На тот период времени (наряду с Покрышкиным) он был самым результативным летчиком-истребителем.
9. Герой Советского Союза (1945) майор Глинский Сергей Николаевич (1913-1978).
С.Н. Глинский родился в дер. Ягодно ныне Струго-Красненского района Псковской области. Окончил Оренбургскую военно-авиационную школу летчиков. На фронте – с осени 1942 г. Командир эскадрильи 34-го гвардейского бомбардировочного авиаполка.
В январе 1944 года, выполняя боевое задание по бомбардировке Гатчинского железнодорожного узла, был сбит и оказался в плену в лагере в г. Острове. В феврале вместе с группой заключённых бежал из поезда, следовавшего в Германию. Попал в партизанский отряд, а затем вернулся в расположение своего полка. 14 февраля 1944 года побег из поезда, следовавшего в Германию. Партизанский отряд в Рудницкой пуще. Возвращение в полк. Неоднократно отличался в боях на Карельском перешейке, в Прибалтике и Восточной Пруссии. За 146 боевых вылетов на бомбардировку скоплений боевой техники и живой силы противника в июне 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза.
В связи с кратковременным пребыванием в фашистском плену в 1948 году привлекался к судебной ответственности по контрреволюционной статье. Реабилитирован в 1970 году.
10. Герой Советского Союза (1943) Александр Никитович Карасёв (1916-1991)
А.Н. Карасев родился 30 Августа 1916 года в городе Владикавказе. Окончил Нахичеванскую и Батайскую военные авиационные школы пилотов. С Июля 1941 года сержант А. Н. Карасёв на фронте. Летал на самолетах И-16, Як-1, ЛаГГ-3 и Р-39 «Аэрокобра». К маю 1943 года командир звена 9-го гвардейского ИАП гвардии cтарший лейтенант Карасёв сбил 14 самолетов лично и 9 в группе. 24 августа 1943 года был удостоен звания Героя Советского Союза.
7 апреля 1944 года майор Карасёв не вернулся с боевого задания. В бою с пятью «мессершмиттами» уничтожил один самолёт, но и сам был сбит. Приземлился в Крыму на занятой врагом территории. Был взят в плен, помещен в Севастопольскую тюрьму.
Карасев прошёл несколько концлагерей. Несколько раз бежал, но безуспешно. 8 мая 1945 года освобожден из лагеря Маутхаузен советскими войсками.
Ко времени пленения на его боевом счету было более 380 боевых вылетов, в которых он сбил 23 самолётов врага лично и 9 – в группе (по данным М.Ю. Быкова 20+2).
Успешно прошел спецпроверку в фильтрационном лагере и продолжил службу в ВВС, освоил реактивные истребители.
Во время войны в Корее командовал 523-м ИАП, затем был назначен заместителем командира дивизии. Из числа ветеранов, Героев Советского Союза, сражавшихся в Корее, стал самым результативным воздушным бойцом. Совершил 112 боевых вылетов на МиГ-15бис, уничтожил лично 7 вражеских самолётов, в том числе бомбардировщик В-29.
[1]Россия и СССР в войнах 20 века. Потери вооруженных сил. М. Олма-пресс. 2001.
[2]Лавриненков В.Д. Возвращение в небо. М. Воениздат. 1974. с. 157-158.
[3] Красная звезда, 14 октября 2003 г.
[4] Дольников Г.У. Летит стальная эскадрилья. М. Воениздат. 1983. С. 78.
[5] Всего 4 Героя Советского Союза являлись одновременно полными кавалерами Ордена Славы. Из числа летчиков-штурмовиков полным кавалером был Иван Никитович Демьянов, который начинал войну летчиком, после штрафбата воевал разведчиком, на завершающем этапе войны вновь был летчиком.