Найти тему
MAD TOSBY

«Мария-Антуанетта»: от рококо до панк-рока

Фото ©️ КиноПоиск
Фото ©️ КиноПоиск

Кар­ти­на Со­фии Коп­по­лы «Ма­рия-Ан­ту­анет­та» — при­мер не­кано­ничес­ко­го бай­опи­ка, в ко­тором ис­то­ричес­кая дос­то­вер­ность кон­ку­риру­ет с яр­ки­ми анах­ро­низ­ма­ми. Од­ним сло­вом, пе­ред на­ми ки­нема­тог­ра­фичес­кий пос­тмо­дерн. Да­вай­те вмес­те раз­бе­рём­ся в хит­рос­пле­тении его ви­зу­аль­ных де­талей

Кон­цептом, на ос­но­ве ко­торо­го Коп­по­ла эк­спе­римен­ти­ру­ет с ху­дожес­твен­ны­ми смыс­ла­ми и сю­жетом, выс­ту­па­ет XVIII век, а имен­но вре­мя прав­ле­ния ко­роле­вы Фран­ции Ма­рии-Ан­ту­анет­ты. Быв­шая авс­трий­ская прин­цесса, а впос­ледс­твии суп­ру­га Лю­дови­ка XVI, ос­та­лась в ис­то­рии не толь­ко как фи­гура с не­од­нознач­ной ре­пута­ци­ей, но и как за­коно­датель­ни­ца мод. Свет­ская жизнь фран­цуз­ско­го дво­ра пред­став­ле­на в филь­ме как апо­фе­оз же­ман­ной де­кора­тив­ности. Это вре­мя сти­ля ро­коко, гос­подс­тву­юще­го в ин­терь­ерах, жи­вопи­си и прид­ворной мо­де. Лёг­кая фри­воль­ность и сен­ти­мен­таль­ность эпо­хи наш­ли от­ра­жение в ви­зу­аль­ной эс­те­тике филь­ма, не толь­ко ра­ботая на прив­ле­катель­ность кар­тинки, но и ак­тивно обыг­ры­вая сю­жет­ный кон­текст.

«Ма­рия-Ан­ту­анет­та» (2006) яв­ля­ет­ся об­разцом бе­зуп­речно­го ви­зу­аль­но­го сти­ля за счёт изящ­ных фак­тур, зе­фир­ной лёг­кости на­рядов, ко­кет­ли­вых ра­кур­сов, гар­мо­нии цве­товой па­лит­ры и ви­зу­аль­ных рифм. Имен­но эти ху­дожес­твен­ные ре­шения вы­деля­ют кар­ти­ну на фо­не ей по­доб­ных, от­ли­чая, нап­ри­мер, от «Бар­ри Лин­до­на» (1975) Куб­ри­ка, где вос­созда­ва­емая эпо­ха ро­коко выг­ля­дит ме­нее «кон­фетной» за счёт осо­бой тех­ни­ки рас­се­ян­но­го све­та.

Со­фия Коп­по­ла от­хо­дит от ака­деми­чес­кой точ­ности кос­тюмно­го ки­но и де­ла­ет упор на яр­кие пред­метные и цве­товые де­тали, ак­центи­руя на внут­реннем сос­то­янии ге­ро­ини, ме­ня­ющем­ся от юно­шес­ко­го ин­фанти­лиз­ма до бун­тарс­тва, рас­пу­щен­ности, спо­кой­ствия ма­теринс­тва, тра­гедии и в ито­ге мо­раль­но­го опус­то­шения.

Платья под цвет пи­рож­ных. Кар­ти­на Коп­по­лы по­лучи­ла зас­лу­жен­ный «Ос­кар» за луч­шие кос­тю­мы. Их соз­да­ни­ем за­нима­лась Ми­лена Ка­ноне­ро, на сче­ту ко­торой ещё три ста­ту­эт­ки за ра­боту в та­ких ви­зу­аль­ных ше­дев­рах как «Бар­ри Лин­дон» (1975), «Ог­ненные ко­лес­ни­цы» (1981) и «Отель «Гранд Бу­дапешт» (2014). Оби­лие кос­тю­мов и пред­ме­тов де­кора в «Ма­рии-Ан­ту­анет­те» дей­стви­тель­но вы­зыва­ет вос­хи­щение. Бла­года­ря им фильм пе­реда­ёт дух эпо­хи, ведь во вре­мена ро­коко к де­талям был осо­бен­ный ин­те­рес. В то же вре­мя соз­да­тель­ни­ца на­рядов вер­саль­ских мод­ниц из­на­чаль­но пош­ла «про­тив сис­те­мы», вы­бирая неж­но-пас­тель­ную па­лит­ру плать­ев не по ка­нонам, а по ко­роб­ке из­вес­тных фран­цуз­ских де­сер­тов macaron. Те­перь вы по­нима­ете, по­чему об­ра­зы ге­ро­инь так проч­но ас­со­ци­иру­ют­ся с воз­душны­ми пи­рож­ны­ми.

Кста­ти, са­ми пи­рож­ные яв­ля­ют­ся важ­ным ви­зу­аль­ным эле­мен­том в соз­да­нии этой слад­ко-при­тор­ной ат­мосфе­ры нас­лажде­ний и ку­тежа, а их ди­зай­ну, ка­жет­ся, уде­лено не мень­ше вни­мания, чем кос­тю­мам и при­чёс­кам. Эти гас­тро­номи­чес­кие чу­деса фран­цуз­ской кух­ни ор­га­нич­но впи­сыва­ют­ся в вер­саль­ские ин­терь­еры, а для их де­монс­тра­ции за­час­тую ис­поль­зу­ют­ся вер­хние ста­тич­ные ра­кур­сы, поз­во­ля­ющие раз­гля­деть де­тали. Этот при­ём, как мы пом­ним, лю­бит и У­эс Ан­дерсон, для ко­торо­го ди­зайн ин­терь­ера и рек­ви­зита яв­ля­ет­ся сво­его ро­да фе­тишем.

Обувь как ху­дожес­твен­ная де­таль. «Ма­рия Ан­ту­анет­та» — это не­веро­ят­ное ко­личес­тво не толь­ко кра­сивых на­рядов, но и пот­ря­са­ющей обу­ви: от изыс­канных клас­си­чес­ких ту­фелек в сти­ле ро­коко (экс­клю­зив от Ма­ноло Бла­ника) до пан­ко­вых Converse.

Сю­жет кар­ти­ны про­низан ти­ней­джер­ски­ми нас­тро­ени­ями. Вна­чале пок­ла­дис­тая и скром­ная прин­цесса вско­ре про­ходит этап бун­тарс­тва, так близ­кий сов­ре­мен­ной мо­лодё­жи. Коп­по­ла по­пыта­лась сма­зать ве­ковые гра­ницы меж­ду по­коле­ни­ями, уб­рав из филь­ма не­кото­рые ис­то­ричес­кие ус­ловнос­ти и снаб­див го­воря­щими де­таля­ми-анах­ро­низ­ма­ми, зна­комы­ми сов­ре­мен­но­му зри­телю.  Имен­но та­кими де­таля­ми и яв­ля­ют­ся ке­ды Converse, не­ожи­дан­но мель­кнув­шие в од­ной из сцен, го­тичес­кий об­раз Ан­ту­анет­ты с чёр­ной по­мадой или пе­ри­оди­чес­ки вклю­ча­ющий­ся и за­да­ющий драй­ва пос­тпанк-са­унд­трек. С од­ной сто­роны это так пос­тмо­дер­нично, с дру­гой — эта па­рал­лель да­ёт ис­то­рии бо­лее об­ширный кон­текст.

Цве­товая гар­мо­ния. Ос­новным ви­зу­аль­ным средс­твом вы­рази­тель­нос­ти кар­ти­ны яв­ля­ет­ся цвет. На нём за­вяза­ны не толь­ко эс­те­тика и эмо­ци­ональ­ный фон, но и дра­матур­гия. Фун­кции цве­та в «Ма­рии-Ан­ту­анет­те» очень раз­но­об­разны. В пер­вую оче­редь это сти­лиза­ция эпо­хи. Со­чета­ния па­левой и яр­кой па­лит­ры от­ра­жа­ет ис­то­ричес­кие ре­алии эпо­хи ро­коко и соз­да­ет рас­слаб­ленную и воз­душную, как бе­зе, ат­мосфе­ру.

Цвет ак­тивно учас­тву­ет в соз­да­нии ха­рак­те­ров пер­со­нажей. Блед­но-го­лубой цвет, пред­став­ленный на кад­рах ни­же (Рис. 7.), из­на­чаль­но пре­об­ла­да­ет в офор­мле­нии ин­терь­еров и одеж­ды глав­ной ге­ро­ини, сим­во­личес­ки под­чёрки­вая чис­то­ту и неж­ность юной не­вес­ты прин­ца, а так­же её прос­то­душие в от­но­шении прид­ворных ин­триг. К то­му же цвет здесь мар­ки­ру­ет дра­матур­ги­чес­кую ар­ку за счёт пов­то­рения в нес­коль­ких сце­нах и соз­да­ёт меж­кадро­вую цве­товую рит­ми­ку.

Мож­но прос­ле­дить, как с по­мощью цве­та ре­али­зу­ют­ся сю­жет­ные кон­флик­ты меж­ду ге­ро­ями, нап­ри­мер, меж­ду прин­цессой Ан­ту­анет­той и фа­ворит­кой ко­роля. Ре­жис­сёр про­тиво­пос­тавля­ет в кад­ре дис­гармо­нич­ные цве­та их одежд. Вы­зыва­ющий пур­пурный цвет платья фа­ворит­ки сим­во­личес­ки свя­зан с вер­хо­венс­твом и влас­тностью, что от­ра­жа­ет её же­лание ут­вердить­ся при дво­ре. Мо­нох­ромный на­ряд Ан­ту­анет­ты, нап­ро­тив, ас­со­ци­иру­ет­ся с чис­то­той и сми­рени­ем, под­чёрки­вая бла­город­ное про­ис­хожде­ние прин­цессы в про­тиво­вес фа­ворит­ке.

А вот кадр, пред­став­ленный ни­же — ом­маж Коп­по­лы ху­дож­ни­ку Жа­ку-Луи Да­виду: цвет и ком­по­зиция кад­ра под­ра­жа­ют его кар­ти­не «На­поле­он на пе­рева­ле Сен-Бер­нар» (1801).     

Изоб­ра­жения: скрин­шо­ты ука­зан­ных филь­мов, Österreichische Galerie Belvedere

Больше дичи 🐗 — у нас на сайте