Найти тему
Всё об алалии, аутизме и ЗПР

Незаметные хитрости, чтобы ребенок быстрее заговорил

Оглавление

Сегодня я хочу поднять тему того, как можно незаметно для ребенка поработать с артикуляцией. Понятное дело, что такие тяжелые нарушения речи, как алалия, в одиночку подобные ухищрения не исправят, но все же когда работаешь над вытаскиванием речи у детей с алалией, ЗПР и аутизмом нужно использовать всё.

Не претендую на невероятную оригинальность - просто надеюсь, что кому-нибудь из читателей этот материал пригодится :) Нижеизложенные вещи в принципе подходят любому ребенку, есть у него нарушения развития или нет.

Итак, что можно сделать на бытовом и игровом уровне, что поможет ребенку заговорить и при этом вы не будете загружать его дополнительными занятиями?

картинка из свободных источников
картинка из свободных источников

Незаметный массаж твердой пищей

Многие ходят делать логопедический массаж. Это полезное дело, я не спорю. Но далеко не каждый здоровый ребенок согласится чтобы ему лезли в рот с железяками, что уж говорить про детей с диагнозами аутизм, ЗПР или алалия.

Если у вас трудности с этой процедурой, а массаж нужен, то можно частично заместить эту потребность, организовав этакий самомассаж на дому обычной едой.

Это сложная тема, потому что успех мероприятия сильно зависит от вкусов ребенка, а они у всех разные. Поэтому этот метод надо использовать по желанию и только с тем, что нравится ребенку.

Даем твердые продукты, которые надо грызть. Это могут быть: яблоки, груши, морковь, огурцы, сушки, баранки, хлебцы и т.д.

Кстати, бывает такое, что ребенок отказывается не потому, что ему не нравится фрукт, а потому, что фрукт попросту большой.

Например, сына долго вводило в ступор целое яблоко. Он смотрел на него в замешательстве и не понимал откуда это начинать есть. Но вполне неплохо справлялся, если порезать небольшими палочками или дольками. Целое даёте или нет на самом деле не очень важно. Важно чтобы ребенок жевал - то есть, работал ртом.

Игры с дыханием

Вот это нам давалось, если честно, с огромным трудом. А между тем, логопеды очень рекомендуют подобные упражнения для неговорящих детей, потому что вся наша речь строится на контроле вдоха-выдоха. Если ребенок не может нормально эти процессы контролировать, он и говорить будет с трудом.

В чем была моя ошибка?

Часто в интернете, да и не только - от педагогов я это тоже неоднократно слышала, идут советы типа надувать мыльные пузыри, шарики, дуть в свисток. Если ребенок способен на эти вещи, то в принципе да, можно заниматься этим. Но если нет? Из-за псевдобульбарной дизартрии сын дул очень слабо и как-то бесцельно - у него ничего не получалось.

В общем, чтобы решить проблему, мы спустились на уровень ниже.

Брали маленький кусочек бумажки или легкий поролоновый шарик. Клали на стол и просто сдували его оттуда как могли. Или тушили свечку в стакане.

Этими методами мы натренировали относительно глубокий вдох-выдох. И потихоньку у нас стало получаться выдувать и пузыри, и всё остальное.

Приучить к твердой пище

Проблема кому-то может казаться невероятно глупой и надуманной, но дело в том, что мой сын долго не мог есть твердую пищу: ни сушки, ни фрукты, ни супы, ни даже обычные каши - все надо было пюрировать! Пюре это неплохо для пищеварения, но очень плохо для артикуляции и речи, так как рот не получает естественного "массажа" едой. У нас есть часто сопутствующий алалии диагноз - псевдобульбарная дизартрия. Это когда мозг и нервы рта не могут согласовать между собой движения и действуют вразнобой. В раннем детском возрасте это часто проявляется как раз тем, что ребенок упорно давится и у него долго сохраняется рвотный рефлекс.Чтобы по максимуму убрать проявления псевдобульбарной дизартрии и избежать в дальнейшем проблем с речью, которых и так у аутистов и алаликов немало, нужно потихоньку преодолевать связанные с этим проблемы, а именно нарушение глотания.Я неоднократно видела вопросы о том, что делать, если ребенок уже давно должен кушать твердую еду, а всё никак, пишу как получилось разобраться с этим у нас:

На всё у меня ушел месяц. Я брала ложку обычной овсянки самого мелкого помола. Варила её и добавляла сначала только половинку чайной ложки в тарелку с разведенной коробочной кашей, которую ел мой сын. В каше появлялись комочки. Сыну они были не очень приятны - да, алалики тоже любят постоянство, как и аутисты . Но я чередовала 1 ложку с комками с 3-4 без комков. Поэтому истерик у нас не было - он ел и наконец не давился. Только иногда морщился.

Подавиться тут практически нереально - комки из разваренной каши, которые очень мягко действуют на горло и они совсем маленькие.Через несколько таких кормежек он привык, что глотать приходится уже не только пюре. Потом я добавляла уже чайную ложку, потом столовую. И постепенно, за месяц, мы полностью ушли от коробочных каш к стандартной взрослой. К слову, на коробках и пюре мы плотно сидели практически до 1,8.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь и ставьте лайки :)

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Первые развивающие игрушки для детей с алалией, аутизмом и ЗПР

Как распознать аутизм и другие нарушения развития у ребенка. Первые симптомы и личный опыт

Как усадить и мотивировать заниматься ребенка с аутизмом, ЗПР или алалией