Найти в Дзене
Шестеренка

Всему виной двигатели: преграды на пути послевоенного П-1

Оглавление

«В темпе, в темпе» – постоянно слышали разработчики военной и гражданской техники в Советском Союзе. Может, слова говорили другие, но суть оставалась прежней. Порой из-за торопливости случались трагедии, но вот казусы подобно производству П-1 были нередки.

Творчество на высоте

Самолёт П-1, перехватчик с большим потенциалом, был результатом кропотливой работы конструкторов бюро Сухого. Перед разработчиками стояла трудная задача создать мощный и быстрый перехватчик с РЛС и высокой дальностью полета.

Чтобы выполнить заказ, конструкторам пришлось чуть ли не изобретать новые пути для решения проблем. Нетрадиционная компоновка – необычное размещение топливных баков, оригинальный двигатель, способный потянуть всю эту мощь и новейшее оборудование. Для пятидесятых, чтобы оторваться вперёд, таких экспериментов было достаточно. Но всё с самого начала пошло не по плану.

Экспериментальные двигатели не воплотили в жизнь, потому пришлось обходиться тем, что уже было. Кроме того, основная функция самолета, как перехватчика, была недоделанной. И вот, на бумаге он получался совершенным – едва ли не опережение времени на пару десятков лет, а на практике – двигатели не так мощны, как хотелось, вооружение слабое. Летать-то он летает, а толку от него никакого.

Самолет П-1. Источник фото: http://www.airwar.ru/enc/xplane/p1sukhoy.html
Самолет П-1. Источник фото: http://www.airwar.ru/enc/xplane/p1sukhoy.html

Может, ожидание принесло бы больше результатов. Ведь тогда многие проекты строились в единичных экземплярах, на их разработки тратились средства, но никакой пользы они в результате не несли. А П-1, доведенный до ума, мог сэкономить финансы и отвечать выставленным требованиям.

Будущее П-1

Шли также разговоры о продолжении проекта – самолёт с подобной компоновкой и другим двигателем планировали создать уже с другим оборудованием. Но вторая вариация также не сыскала успеха у заказчиков. Далеко не всегда идеальные расчеты имеют практическую ценность. Но, конечно, все зависит от точности следования инструкциям.

Сейчас П-1 уже не найдешь даже в музее. Один экземпляр после испытания хранить не стали, отправили на лом. Вот так завершился долгий период подготовки, разработок и испытаний. Единственный плюс всех этих экспериментов – конструкторы узнали что-то новое. Но, конечно, пользы было бы больше, не будь проект, ко всему прочему, военным. Имей он другое направления, без дела не стоял бы.