Найти тему
Русский мир.ru

Архив адмирала

В Москве, в Доме русского зарубежья, открылась уникальная выставка – «Возвращенный архив», на которой демонстрируется архив Верховного правителя России в 1918–1920 годах, адмирала Александра Колчака. «Это исторический момент, – сказала на открытии выставки президент Фонда Александра Солженицына Наталия Солженицына, – момент победы мудрости народа и примирения с историей».

Текст: Владимир Емельяненко, фото: Александр Бурый

В эмиграцию архив Александра Васильевича Колчака вывезла из России вдова адмирала, Софья Федоровна. В 1930–1940-е годы, опасаясь фашистской оккупации, а затем наступления советских войск, реликвию в банковской ячейке французского городка По хранил их сын Ростислав. Потом архив находился у внука адмирала – Александра Колчака, вплоть до его смерти. Последние годы жизни Александр Ростиславович, живший в доме для престарелых и бедствующих потомков эмигрантов в Сен-Женевьев-де-Буа, несколько раз просил Россию «рассмотреть возможность приобретения архива». Его наследникам частные коллекционеры из США предлагали за архив немалые суммы. 21 ноября 2019 года на торгах аукционного дома Drоuot во Франции был выставлен на продажу 391 лот. Госархив России, Дом русского зарубежья и частные российские коллекционеры выкупили большую часть архива на аукционе в Париже более чем за 3 миллиона евро.

Виктор Москвин, директор Дома русского зарубежья, Ольга Любимова, министр культуры России, и Наталия Солженицына, президент Фонда Солженицына, на открытии выставки "Возвращенный архив"
Виктор Москвин, директор Дома русского зарубежья, Ольга Любимова, министр культуры России, и Наталия Солженицына, президент Фонда Солженицына, на открытии выставки "Возвращенный архив"

В вернувшемся домой архиве – детская фотография Саши Колчака, его паспорт лейтенанта флота и наградной лист ордена Святого Георгия. Еще – Евангелие, побывавшее вместе с владельцем в Заполярье, и письма 1919 года жене. И главная ценность – рукописная прокламация Временного правительства в Омске с исправлениями и замечаниями Колчака.

– Прокламация дает шанс историкам понять истоки демократических реформ Колчака – земельной, судебной, парламентской, – говорит директор Дома русского зарубежья Виктор Москвин, – а также причины их провала и последовавшего террора. Интерес к мемуарам адмирала огромен. Прокламация Колчака дает шанс удержать баланс: романтизация Белой гвардии достигла опасной развилки. Этот документ снимает романтические шоры, а его сопоставление с «красными» документами, надеюсь, даст историкам возможность найти золотую середину.

21 ноября 2019 года на торгах аукционного дома "Друо" (Drouot) во Франции Россия выкупила большую часть архива (около 90 процентов) более чем за 3 миллиона евро
21 ноября 2019 года на торгах аукционного дома "Друо" (Drouot) во Франции Россия выкупила большую часть архива (около 90 процентов) более чем за 3 миллиона евро

Часть переписки Колчака с Софьей Федоровной отражает его оценки, по большей части негативные, усилий союзников по Антанте. Например, объясняя жене свое решение поступить на английскую службу, которое он принял после заключения большевиками предательского Брестского мира в 1918 году, Колчак пишет, что он не «кондотьер». Так в минуты раздумий и самобичевания несколько раз он называл себя в письмах жене и в других документах, опубликованных ранее. Но всегда подчеркивал: «все же патриот в отличие от большевиков». В письмах жене четко прослеживается настороженное отношение адмирала к политике Антанты. И жесткое недоверие к «куратору» Колчака от Антанты – французскому генералу и дипломату Морису Жанену. «Генералом без чести» называет его в письмах жене Колчак. Эту же формулировку в отношении Жанена в 30-е годы ХХ века не раз повторит историк Белого движения, профессор Дмитрий Филатьев. Он же заявит, что Жанен «явился косвенным убийцей адмирала Колчака». За что и получил прозвище «генерал без чести». По данным Филатьева, в кулуарном разговоре Жанен, когда белые отступали, предложил Колчаку передать часть «золотого запаса России» Антанте «на хранение». На что адмирал ответил: «Я вам не верю. Надежнее будет, если я его передам большевикам». Чем, по мнению профессора Филатьева, «подписал себе смертный приговор». Но если до 2020 года версия Дмитрия Филатьева считалась спорной и даже экстравагантной, то теперь письма Колчака жене проливают свет и на роль Жанена и его бездействие в Омске и Иркутске, и на его натянутые отношения с Колчаком.

Переписка с женой также опровергает обвинение Колчака в шпионаже в пользу других стран. В письмах жене Колчак объясняет, что вынужден был прибегнуть к военной помощи Антанты, он понимал, что «оказался в полуподчинении» у генерала Мориса Жанена. И признает свой мундир «несуразным» – адмиральские погоны, армейский френч, галифе, сапоги, каких моряки не носили. За что, кстати, Колчак заслужил издевательскую частушку в 1919 году: «Мундир английский, погон французский, табак японский, правитель омский». Но «я, в отличие от большевиков, не соглашался на позор Брестского мира», – пишет он жене, – «и не обещал, в отличие от красных, поделить Сибирь» на Дальневосточный, Средне-Сибирский и Западно-Сибирский буфер, что означало раздробление России.

Одна из главных ценностей архива — рукописная прокламация Временного правительства в Омске с исправлениями и замечаниями Колчака
Одна из главных ценностей архива — рукописная прокламация Временного правительства в Омске с исправлениями и замечаниями Колчака

– Как возвращение архива, так и открытие выставки – это символ отхода от деления российского общества на красных и белых, – считает руководитель Федерального архивного агентства Андрей Артизов. – Теперь задача историков донести до массового сознания, что четкого деления на красных и белых не было. Вслед за Михаилом Шолоховым мы хотим показать, что синдром Гришки Мелехова, когда брат шел на брата, а потом, если оставался жив, с ним братался, и есть непонятый и не принятый нами феномен Гражданской войны. Так и личность Колчака противоречива и многогранна – он не только Верховный правитель, но и крупный ученый, полярный исследователь, флотоводец. Соединение этих величин в одну личность и признание их нами – это шаг к примирению и окончанию Гражданской войны в умах нации.

Министр культуры Ольга Любимова заметила, что «пришло время хранить раритеты Колчака как общее наследие», которое помогает понимать свою историю.

После окончания выставки часть архива Колчака уйдет в Госархив и к частным коллекционерам (их имена засекречены), часть останется в Доме русского зарубежья как постоянная экспозиция
После окончания выставки часть архива Колчака уйдет в Госархив и к частным коллекционерам (их имена засекречены), часть останется в Доме русского зарубежья как постоянная экспозиция

– И друзья, и враги признают, что Александр Васильевич Колчак – фигура огромного масштаба, человек яркой и трагической судьбы, – отметила Наталия Солженицына. – Его имя, как и имена других достойных людей России, долгие годы награждалось злобными кличками. Но, как известно, «народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Наталия Солженицына рассказала, что Александр Солженицын считал Столыпина и Колчака «великими государственными мужами». Возвращаясь на родину через Дальний Восток, Солженицын посетил в Иркутске Знаменский монастырь и попросил отслужить панихиду по расстрелянному недалеко от обители адмиралу Колчаку.

Когда началась экскурсия по выставке и знакомство гостей с архивом адмирала, почти все задавались вопросом: почему в 1990-е годы не удалась попытка академика Дмитрия Лихачева юридически реабилитировать адмирала Колчака? Сначала суд Забайкальского военного округа отказал в реабилитации, так как «адмирал не остановил террора, проводимого его контрразведкой в отношении гражданского населения». Затем Верховный суд подтвердил вердикт военного суда. Но в 2004 году Конституционный суд отметил, что дело о реабилитации Колчака не закрыто, как ранее постановил ВС. В марте 2019 года ФСБ сняла гриф секретности с уголовного дела Колчака. Однако доступ к материалам остается ограниченным из-за отсутствия реабилитации.

– Реабилитация – это не компетенция историков, – говорит Андрей Артизов. – Наша задача – на основе документов, включая возвращенный архив Колчака, доказать, что имя адмирала неотделимо от великой и трагической летописи России ХХ века. Кстати, как и имена других, не менее значимых лидеров Белого движения… У нас появляется фундаментальная база для объективности: открытые или вернувшиеся в Россию архивы. Но чтобы не было идеализации или очернения спорных имен, мы должны понимать, что никого нельзя вычеркивать из своей истории.

После окончания выставки большая часть архива Колчака уйдет в Госархив и к частным коллекционерам, часть останется в Доме русского зарубежья как постоянная экспозиция.

Скоро Госархив и Дом русского зарубежья представят новинку – два тома сборника «Колчак и Россия». В нем впервые будет опубликовано свыше 600 документов. Именно они во многом проливают свет на историю и природу Гражданской войны и роль в ней мятежного адмирала Колчака.