Найти тему
HM

Армянские музыкальные инструменты

Традиционный инструментарий армян богат и разнообразен. Для выявления ареалов его распространения и хода развития нужно обратиться к звучащим в наши дни инструментам и инструментальной музыке, а также к наследию армянских историографов, мифам и сказкам, народным, гусанским и ашугским песням, искусству миниатюры, историческим памятникам, археологическим находкам, надгробиям и тд.

Дудук и зурна - армянские национальные музыкальные инструменты
Дудук и зурна - армянские национальные музыкальные инструменты

Согласно имеющимся источникам, три основные группы музыкальных инструментов — духовые, струнные и ударные — имели широкое применение и высокую степень развития в музыкальной жизни армян еще в период язычества. В трудах историков V-VI вв., в Библии и древних рукописях духовного содержания упоминаются пандир (тип лютни), кнар (лира, цитра, гусли), сринг (др.-греч. сиринкус), пох (рог или духовой инструмент любого типа, например, дудук или зурна), тмбук или гос (большой барабан), дабдабал (бубен), вин (струнный инструмент), тавиг (арфа), ергеон (орган), кимвалы (тарелки), шепор (длинная труба), паркапзук (волынка), кочнак (колокол), зангак (колокольчик).

Археологические находки музыкальных инструментов и их изображения на барельефах и могильных памятниках указывают, что в Древней Армении существовали многие виды музыкальных инструментов, среди которых необходимо отметить древнюю семиструнную лиру на серебряной чаше из Карашамба (II тыс. до нэ.), бронзовую фигурку дудукиста (I тыс. до н.э. Севан, ныне находится в Лувре), бронзовые тарелки (Кармир-Блур, VII в. до н.э.), костяной рог (IХ-VIII вв. до н.э., Севан), четырехствольную каменную флейту, известную как «флейта Пана» (V в. до н.э., Ширак), ритон с изображением двух женщин, одна из которых играет на лире, а другая на двойном авлосе (II в. до н.э., цитадель Эребуни), одноствольные и двуствольные свирели (II-I вв. до н.э., Гарни), чашу с изображением бубна в руках танцовщиц (II-III вв. н.э., известна как чаша армянского царя Пакора), чаша с изображением женщин, одна из которых играет на сазе, а другая — на лире (II-III вв. н.э., Арташат), тарелочка с изображением кяманчиста (IХ-Х вв. н.э., Двин), десятиструнная арфа, изображенная в руках музыканта (XII-XIII вв. н.э., Киликия), музыкант, трубящий в рог во время сражения (ХII в. н.э., Муш). Имеются изображения целых «оркестров» на барельефах древних могильных памятников. Среди инструментов, находящихся в руках исполнителей, струнный щипковые и смычковые инструменты (тар, кяманча, псалтирион), духовые (зурна, дудук), шумовые и ударные (рипида, бубен, кувшин в «роли» барабана).

Серебряная чаша из Карашамба, Армения (II тыс. до нэ.) с изображением древней семиструнной лиры
Серебряная чаша из Карашамба, Армения (II тыс. до нэ.) с изображением древней семиструнной лиры

Изображение инструментов находим в средневековых армянских миниатюрах ХIII-ХVIII вв., украшающих рукописные духовные книги (Библия, Евангелие, Псалтырь, Гомилиарий, Четьи-Минеи, Требник, Часослов, Гимнарий, Сборник тагов — поющихся стихов и тд.). В них имеются изображения музыкантов многих сословий — пастухов, воинов, знатных особ, музыкантов-профессионалов, женщин и мужчин, играющих на разных видах инструментов. Среди традиционных ударных — барабаны, бубны; среди шумовых — кастаньеты, тарелки, рипида; среди духовых — язычковые (дудух, зурна, волынка), флейтовые — сринги, несколько видов рогов и большое количество струнных — щипковых и смычковых (лиры, арфы, сазы, тары, теорбы, уды, псалтыри), а также ансамбли, сочетающие щипковые, духовые и ударные инструменты.

(На основе материала книги "Армяне" под ред. Л. М. Варданян, Г. С. Сарксян, А. Е. Тер-Саркисянц Москва, 2012)