Найти в Дзене
Aristologia

Мое обучение в Юсуповском. День четвертый. Пятичасовая экскурсия.

Фраза «Вам так будет удобнее» для меня никогда не будет прежней. Что общего между питерским экскурсоводом и кисловодской горничной. В четвёртый день обучения в Юсуповском дворце нашей маленькой группе рассказывали и показывали, как нужно проводить экскурсию «Парадный Юсуповский». Это базовая экскурсия, которая включает парадные и выставочные залы второго этажа. Кульминация экскурсии – домашний театр, где можно посидеть и отдохнуть, слушая рассказ о театре в жизни Юсуповых, а про это можно отдельную книжку написать. С экскурсии «Парадный Юсуповский» рекомендуется начинать знакомство с дворцом и ею же можно ограничится, если нет времени и если вам интересен дворец, а не то, как Феликс убил Распутина. Экскурсия рассчитана на 1 час 20 минут, но для нас она длилась пять часов. Под конец знания уже не вмещались в голову и лезли в ноги, не давая им подниматься. Но никто не роптал, потому что мы энтузиасты. Я не буду писать здесь про саму экскурсию, потому что это статья про мое обучен

Юсуповский дворец, вид с Мойки
Юсуповский дворец, вид с Мойки

Фраза «Вам так будет удобнее» для меня никогда не будет прежней. Что общего между питерским экскурсоводом и кисловодской горничной.

В четвёртый день обучения в Юсуповском дворце нашей маленькой группе рассказывали и показывали, как нужно проводить экскурсию «Парадный Юсуповский». Это базовая экскурсия, которая включает парадные и выставочные залы второго этажа. Кульминация экскурсии – домашний театр, где можно посидеть и отдохнуть, слушая рассказ о театре в жизни Юсуповых, а про это можно отдельную книжку написать.

С экскурсии «Парадный Юсуповский» рекомендуется начинать знакомство с дворцом и ею же можно ограничится, если нет времени и если вам интересен дворец, а не то, как Феликс убил Распутина.

Экскурсия рассчитана на 1 час 20 минут, но для нас она длилась пять часов. Под конец знания уже не вмещались в голову и лезли в ноги, не давая им подниматься. Но никто не роптал, потому что мы энтузиасты.

Я не буду писать здесь про саму экскурсию, потому что это статья про мое обучение, и я рассчитываю вместить ее максимум в два листа.

Нам показали, где должна стоять группа, а где экскурсовод, где и как отвечать на вопросы, как контролировать свою группу, как красиво показывать ручкой в нужную сторону и прочее необходимое, что в исполнении нашей чудесной наставницы выглядело легко и непринужденно.

Вот несколько заповедей экскурсовода, которые я запомнила и записала.

1. На парадной лестнице нельзя останавливаться, на перила ее из каррарского мрамора нельзя облокачиваться. Туристов, замеченных за последним, нужно бить по голове и сбрасывать вниз вежливо просить этого не делать.

2. Экскурсия - это не лекция и не инвентарная опись. Экскурсия – это гармония рассказа и показа.

3. Экскурсовод должен знать все, а рассказывать кратко.

4. Экскурсовод не должен давать оценок историческим событиям и персонажам.

5. Молчащий экскурсовод – плохой экскурсовод. Если в маршруте возникла заминка, а такое часто бывает в высокий сезон, то на этот случай нужно иметь несколько заготовленных интересных историй, желательно, в тему именно того интерьера, в котором сейчас находится группа.

6. И наконец, волшебные слова. Нет, не «Спасибо» и не «Пожалуйста», а

«Вам так будет удобнее». Дело в том, что экскурсовод ни в коем случае не должен грубить посетителям. Это неинтеллигентно и чревато. Посетитель нынче в правах подкованный и пишет жалобы. Это никому не приятно.

Поэтому, дабы посетителя не смущать и не дать ему почувствовать, что вы даете ему какие-то указания, надо убедить его, что правильное поведение на экскурсии удобно прежде всего для него самого. Например, удобно стоять аккуратным полукругом вокруг экскурсовода, потому что так лучше слышно и видно. Ну и остальным посетителям не придется обходить вашу растекшуюся как клякса группу. Или удобно сидеть в театре с одной стороны, потому что так лучше видно и слышно. И другая группа сможет разместиться с другой стороны, а не просить вас подвинуться.

Не трогать парадную лестницу вам тоже будет удобнее. Ну вы поняли.

И тут стоит дополнить повествование небольшой историей из Кисловодска.
Когда мы заселились, на нашей кровати лежало большое желтое блестящее порывало. Мы так его и застилали, пока на следующий день не пришла горничная. Она вскрикнула, как хранитель дворцовых интерьеров при виде туриста, лежащего пузом на перилах парадной лестницы, и бросилась к покрывалу. Попутно она речитативом строчила примерно следующее: «Вы понимаете, это парадно-встречательное такое покрывало. А на каждый день есть другое, хлопковое, оно вот тут внизу в шкафу лежит… коротенькое. Ну вы понимаете…» А потом посмотрела мне прямо в глаза пристально и сказала: «Вам так будет удобнее!»

В некоторых других музеях экскурсоводы зубрят текст. Это не наш путь. Нам дали методичку, в которой расписаны все ключевые моменты экскурсии, и теперь нам надо написать свой текст, дополнив его своими связками между объектами и цитатами из книг. Еще нужно выучить все термины и истории, связанные с сюжетами плафонов, гобеленов и картин. Например, сюжет гобеленов из серии «Каледонская охота»: «Встреча Мелеагра с Плексиппом», «Увенчание Аталанты» и «Смерть Мелеагра».

Как и все культурные учреждения Питера, Юсуповский дворец закрылся на карантин. Теперь я даже не знаю, когда мне удастся сходить туда, чтобы еще раз внимательно все рассмотреть и отработать текст экскурсии на месте. Впрочем, сейчас дело за малым – написать о трех залах и отправить на проверку.

Еще по теме:
Новая профессия в 40 лет
Мое обучение в Юсуповском дворце. День первый
Мое обучение в Юсуповском. День второй. Распутин
Мое обучение в Юсуповском. День третий. Юсуповы в эмиграции