Часть VII. Бургундские войны 1474-1477 годов.
Вскоре герцог Карл, желая присоединить к Бургундии Эльзас-Лотарингию и получить королевский венец, вступил в переговоры с императором. Коммин, характеризуя Карла, пишет: «… у него были столь великие замыслы, что и целой жизни не хватило бы для их осуществления, и они были настолько обширны, что и пол-Европы его бы не удовлетворило». На встрече в Трире в 1473 г. он обещал, как делал это ранее множество раз для привлечения союзников, отдать свою единственную дочь Марию (1457-1482) замуж за сына Фридриха Максимилиана (1459-1519). Но коронация его, на которую было получено согласие императора, не состоялось из-за оскорбления, нанесенного Фридриху III Карлом из-за самого почетного места в церкви. Накануне церемонии император покинул город, оставив герцога при несбывшихся надеждах. Вообще, деятельности Карла Смелого, человека большой личной храбрости и незаурядного полководца, очень мешал его вспыльчивый характер, заставлявший его начинать войны при самых неблагоприятных обстоятельствах, если была задета честь, а также упрямство, не позволявшее отступать ни при каких обстоятельствах. Коммин приводит случай, иллюстрирующий несдержанность характера Карла: к герцогу Филиппу прибыли послы короля с требованием разорвать союз со злоумышлявшим против Луи герцогом Бретонским. «Граф Шароле, возмущенный тем, что оскорблен его друг и союзник, … не раз умолял своего отца, чтобы тот позволил ему ответить, но герцог возражал: «Я ответил за тебя, так как мне кажется, отцу следует отвечать за сына. А если тебе все же очень хочется высказаться самому, то подумай сегодня, а завтра скажешь все, что пожелаешь»». На следующий день Карл произнес речь, в которой отверг подозрения короля. «Думаю, - замечает Коммин, - что если бы не страх перед … отцом, …, граф высказался бы гораздо резче». Но, уже прощаясь с послами и находясь в отдалении от герцога Филиппа, он сказал: «Передайте королю, что я смиренно препоручаю себя его доброй милости, и скажите ему, что он неплохо мне намылил здесь шею через своего канцлера, но не пройдет и года, как он в этом раскается». Как замечает Коммин, это оскорбление «породило взаимную ненависть между королем и графом Шароле…». Все эти качества личности герцога сыграли не последнюю роль в его гибели и распаде его государства. Коммин следующим образом комментирует эти черты характера Карла: «он был достаточно храбр, чтобы взяться за любое дело, и трудности мог снести любые, если оказывалось необходимо; в его распоряжении было много людей и денег, но не хватало ему ума и хитрости, а ведь если нет очень большого ума, все прочее, что необходимо для успешных войн, ничего не стоит» .
Претензии Карла на немецкие земли помогли объединению всех его врагов. Луи XI добился заключения на 10 лет союза между швейцарцами и верхнерейнскими городами (Базель, Страсбург и другими), которые раньше враждовали друг с другом. И еще был заключен мир между герцогом Сигизмундом Австрийским и швейцарцами, поскольку Сигизмунд хотел вернуть себе графство Феррета, заложенное герцогу Бургундскому за 100 тысяч рейнских флоринов.
Летом 1475 г., во время вновь начавшихся боевых действий в Пикардии, Артуа и Понтье, в Кале высадилась 17 тысячная английская армия для поддержки своего союзника герцога Карла. Луи удалось убедить Эдуарда IV в бесперспективности ведения войны, а в покрытие расходов на этот поход французский король обещал выплачивать ежегодную пенсию в размере 66 тысяч экю. 29 августа в пикардийском городке Пикиньи был заключен мир, вызвавший большое раздражение Карла Смелого, который был вынужден заключить новое перемирие с Луи XI на 9 лет.
Тем временем герцог продолжал завоевания Лотарингии, захватив ее столицу Нанси, и двинулся против швейцарцев, подвергавших разграблению пограничные бургундские области. В феврале 1476 г. бургундцы осадили и взяли укрепленный город Грансон, где 2 марта они потерпели поражение от 18 тысячной швейцарской армии. Швейцарцы не преследовали противника, так как не имели для этого достаточно кавалерии. Это дало возможность бургундцам оправиться от поражения.
Карл отступил на свою базу в Ваадте (в Савойе), где за 2 месяца довел численность своей армии до 18 тысяч человек. Он снова вторгся в Швейцарию и 9 июня осадил крепость Муртен в 25 милях от Берна. Штурм крепости не принес результатов, а 22 июня ей на помощь подошли страсбургская и швейцарская пехота, усиленные конными отрядами лотарингского и австрийского герцогов (около 26 тысяч человек). Зажатый с двух сторон бургундцы потерпели новое поражение, оставив на поле боя около 6 тысяч человек.
Герцог Бургундский сумел собрать свою армию и, пополнив ее свежими силами, двинулся в Лотарингию. Здесь герцог Рене (1451-1508), воспользовавшись отвлечением основных бургундских сил в Швейцарию, отвоевал лотарингскую столицу Нанси. Карл осадил город, вынудив Рене к отступлению. Но верхнерейнские города, его союзники, оказали ему помощь деньгами и людьми, и 5 января 1477 г. объединенные швейцарско-лотарингские силы разгромили бургундцев на обледеневших полях под Нанси. Сам Карл был убит во время бегства.
Поражение Бургундии в этой войне было закономерно обусловлено слишком большим неравенством сил. Противники Карла Смелого обладали значительно большими людскими и материальными ресурсами. По численности населения Швейцария в ту пору не уступала Бургундии, а поддержка, получаемая от Франции, империи и Лотарингии дала ей решающий перевес.
Продолжение следует...
Понравилась статья? Тогда не забудьте поставить лайк 👍. Спасибо.