Вторая часть большого и очень интересного интервью Альваро Бенито. Если пропустили первую, ссылка будет в конце статьи. Приятного чтения, друзья.
— Миятович рассказал нам в интервью, что «Мадриду», по его мнению, нужен спортивный директор, ведь обязанности по управлению коллективом слишком велики для одного человека (тренера). Что думаете Вы?
— Поддерживать баланс в отношениях с игроками может быть реально сложно, ведь не все могут играть одновременно, но все хотят играть. В конечном счете, в тренерской работе сложно всё, что ведет к победам, ведь победы — единственное, что может помочь тренеру сохранить свой пост.
— Стать элитным тренером сложнее, чем элитным игроком?
— Да, сложнее. Когда футболист на поле, всем видна его работа. Если хорошо играешь, будешь двигаться вперед. Тренер на поле не выходит. Он может дать всю необходимую информацию, но он не играет. Даже великие тренеры, Моуриньо, например, добивались успеха в одних клубах, но не показывали выдающихся результатов в других. Гвардиола давно не выигрывал Лигу чемпионов, но его гениальность не вызывает вопросов. В футболе все настолько сложно, что, даже делая всё правильно, ты не гарантируешь себе победу.
— Многие говорят о стилях Моуриньо и Гвардиолы, противоположных, как кажется. Но есть и общие черты: оба требуют от своих подопечных агрессии и интенсивности…
— Каждый тренер выбирает тот путь, который, по его мнению, приведет его к победе. Верит в собственную идею. Моуриньо — отличный аналитик, разбирающий игру своей команды и её соперников. Гвардиола очень настойчив в своих идеях. Он делает то, чего мы раньше не видели. Он может полностью изменить стиль футболистов, которым уже по 28 лет. Вспомним Лама как пример. После работы с Пепом перед нами уже другой игрок. Это тренерская заслуга. Клопп увеличил производительность каждого из игроков своей команды. «Ливерпуль» двухлетней давности не имеет с нынешним практически ничего общего. Ни уственно, ни физически.
— Давайте вернемся к теме футбола и музыки, которая так нравится нашей редакции. Если бы Вам надо было собрать музыкальную группу из игроков «Мадрида», кому какие роли Вы бы отвели?
— Дайте-ка подумать. Ну басом, который задает ритм, был бы Каземиро, однозначно. Серхио я бы поставил на барабаны. Марсело, очевидно, был бы гитаристом. Восхищал бы публику своими соло. Что до вокалиста, возможно, это был бы Кроос. Он ведь похож на певца 80-х, верно (смеется)?
— А менеджер?
— Зидан бы справился (смеется). Все, к чему он прикасается, превращается в золото.
— Разрешите личный вопрос: если бы Biffy Clyro давали частный концерт для своих самых больших поклонников в тот же день, когда проходит Эль Класико, и Вам надо вести эфир на Ser или Movistar, что бы Вы выбрали?
— (Смеется)Ну… Я пошел бы на концерт, потому что будут и другие класико, которые я смогу посмотреть. Однако, если это будет класико в финале Лиги чемпионов, я его не пропущу.
— Научились ли вы наслаждаться этим противостоянием как болельщик или аналитик? Или же все еще очень нервничаете, когда смотрите матч?
— Всё зависит от ситуации. Это касается не только класико, а любого важнейшего матча. Например, во время финала Лиги чемпионов в Лиссабоне, я был сам не свой. Никакой аналитики у меня не получилось.
— Ни у кого не получилось…
— Помню, как на трибунах мне говорили: «Не беспокойся, Альваро, у нас еще есть время, чтобы забить». Я посмотрел на табло, заканчивалась 90-я минута и я подумал: «Но когда же это произойдет…». И в конце мы забиваем…
— Что думаете об атмосфере на «Бернабеу»? «Мадрид» при Зидане потерял там больше очков, чем на выездах. Не считаете ли Вы, что дело в требовательности трибун, о которой так много говорят? Возможно ли, что этот подход оказывается контрпродуктивным?
— Мне кажется, «Бернабеу» всегда был требовательным. Причем, даже более требовательным, чем сейчас. Сложно ставить себя на место аудитории. Каждый человек воспринимает реальность и выражает чувства по-своему. Футболисты, само собой, хотят одобрения и поддержки. Особенно, когда дела идут плохо. На «Бернабеу» все наоборот, это факт. В идеальном мире люди должны испытывать определенное сочувствие по отношению к игрокам и команде в целом. Им очень сложно, когда, например, «Сити» выходит вперед в матче Лиги чемпионов. В такой момент футболистам нужна поддержка. Они же люди. Это мы про идеальный мир говорим. Но реалии таковы, что требовательную аудитории изменить очень сложно. Мало того, что вы пропускаете два мяча, вам еще и свистят свои же болельщики. Нужно обладать силой духа, чтобы справиться с ситуацией.
— Вы видите такое на других стадионах? На «Камп Ноу», например?
— «Камп Ноу» чем-то похож на «Бернабеу». Люди похожи. Бывает, что футболисты сталкиваются с невезением, оказываются недостаточно заряжены на матч и так далее. Бывает, что команда все делает правильно, но все равно пропускает два мяча.
— Значит, свист вместо поощрения все же контрпродуктивен?
— Да, это так. Люди могут думать: «Это должно заставить их собраться», но все совсем не так.
— Некоторые говорили, что гордятся столь требовательной публикой…
— У каждого свое мнение, но я настаиваю на том, что это ошибочно. Сначала игра, а потом уже требования. Подбадривая команду, хуже вы ей точно не сделаете.
— Что Вы думаете об отношении СМИ к «Мадриду»? Влияет ли критика команды и игроков в СМИ на поведение людей, которые приходят на стадион?
— Я думаю, повсеместно наблюдается полное отсутствие знаний и понимания того, каков футбол с точки зрения профессионального футболиста, и того, что вообще происходит на футбольном поле. Люди видят только вершину айсберга, а не его подводную часть. Это накладывает свой отпечаток на все, что связано с «Мадридом». Там гораздо больше событий, чем то, что Бэйл уехал на 10 минут пораньше, а Винисиус не попал по воротам.
— После того, как Мариано забил «Барселоне», в прессе начались дебаты по поводу его конкуренции с Йовичем, чтобы распродать тиражи.
— Дело в том, что в итоге «Мадрид» всегда будет давать как хорошие инфоповоды, так и плохие. Это неизбежно. Нужно проще к этому относиться.
— Возможно, дело просто в невежестве большинства представителей СМИ…
— Я сам сейчас работаю в СМИ и могу сказать, что даже такой влиятельный клуб, как «Реал Мадрид», ничего с этим поделать не сможет. Каждый день обсуждаются какие-то новости. «Реал Мадрид» дает очень много инфоповодов. Чем больше клуб, тем их больше. Людям кажется, что он обязан побеждать всегда. Отсюда всё и идет. Если команда играет не очень хорошо, но добивается победного результата, её будут линчевать. Если играет хорошо и побеждает, линчевать будут тренера за его решения по составу. Если есть травмированные, значит, они плохо тренировались, в чем, опять же, кто-то виноват. И так до бесконечности. Выиграли Лигу чемпионов трижды подряд? Вас все равно подвергнут критике.
— Вы очень разносторонний человек: тренер, комментатор, создатель YouTube-канала. Какой вид деятельности Вам ближе сейчас и чем планируете заниматься в будущем?
— Сейчас я работаю в сфере средств массовой информации. Я хотел бы однажды вернуться к тренерской работе, но сейчас мне комфортно в моей нынешней деятельности. Я занят тем, что мне нравится, но не испытываю того давления и стресса, который связан с тренерской работой. Если моя команда выигрывает, я счастлив. Если это не так, я расстроен, но иду домой, понимая, что мне не нужно работать над тем, как решить возникшие проблемы. Финансовым положением я доволен, так что должно случиться что-то экстраординарное, чтобы я поменял образ жизни. Матчи я продолжаю смотреть с точки зрения тренера.
— Как комментатор Вы очень понятны широкой публике, потому что стремитесь объяснить сложные вещи простым языком. Это великое достоинство, которым обладают не все люди этой профессии. В то же время, Вы очень понятно раскрываете тактическую составляющую игры.
— Я провожу свободное время, учась у других. До лета будут проходить обучающие он-лайн курсы для тренеров и аналитиков, на которых я работаю уже второй год. Там разбираются различные кейсы, пути решения спорных ситуаций, и участвуют более 200 специалистов. Я стараюсь постоянно обновлять и дополнять свои знания. Считаю, что так и должно быть.
— Миятович говорил, что смог бы работать в роли спортивного дректора только в большом клубе, но не в том, который борется за выживание, ведь цели, задачи и методы здесь и там совершенно различны. Какой проект заинтересовал бы Вас?
— Я, например, не смог бы взять и возглавить команду Сегунды Б. Это другой футбол. Тот, с которым я не знаком. Тот, который я не смотрю по телевизору каждые выходные. Я смотрел все матчи элитного дивизиона последние 7 лет. Я знаком с тренерами, командами, системами игры. Я был в раздевалке большинства команд, общался с игроками. Я знаю скорости их игры. В общем, может, это звучит самонадеянно, но я знаю тот футбол, который смотрю. Это и есть футбол в моем понимании.
— С самого начала Вы защищали Винисиуса, когда его критиковали. Как думаете, можно ли сочетать на поле его и Азара, который играет на том же фланге?
— Я заступался за Винисиуса, так как считаю, что в его игре много достоинств для футболиста его возраста. Люди почему-то этого не понимают. Он стал самым молодым игроком в истории забившим гол в класико! В истории! Он хорош и, без сомнения, будет становиться лучше. У него есть дар и навыки, позволяющие оставлять соперников не у дел. Он улучшает условия для других атакующих футболистов. Его нужно поощрять, но ошибки он совершать будет, это неизбежно. Все дриблеры очень полезны, но они часто ошибаются. Риск — часть такой игры.
— Вопрос скорее в том, работает ли он над своими ошибками…
— Его футбол связан с риском, и он должен продолжать рисковать. В день, когда его действия четыре раза увенчаются успехом, он забьет четыре гола. Люди не ценят этого, уделяя ошибкам значительно больше внимания. Если он улучшит результативность, то станет одним из лучших игроков мира. Что касается игры вместе с Азаром, я считаю, что хорошие футболисты могут играть вместе. Нужно найти баланс и выстроить игру так, чтобы не пострадала оборона.