Найти тему
ПРОЕКЦИЯ

Виртуальная месса во время пандемии в Италии

Из-за эпидемии коронавируса в Италии ввели жесткие карантинные меры, в результате которых прихожане не могут посещать службу. В одной из коммун священник нашел выход из положения — чтобы создать эффект «присутствия» в церкви, он попросил верующих прислать фотографии себя и близких и разместил их на местах, где обычно находятся люди. Интерес в данной ситуации представляет не столько изобретательность священника и неравнодушие прихожан, сколько новообретенный статус фотографии.

Месса в коммуне Кредиро-Руббьано (Ломбардия). На фото: священник Джузеппе Корбари Источник: meduza.io
Месса в коммуне Кредиро-Руббьано (Ломбардия). На фото: священник Джузеппе Корбари Источник: meduza.io

На первый взгляд, фотографиям, а уж тем более живых людей, не место в церкви. Церковь, как и любое другое сооружение, предназначенное для богослужения, представляет собой микрокосмос, который не нуждается в каком-либо дополнении. Люди приходят туда, чтобы обрести надежду, успокоение, веру. Это место, по мнению философа Е.Н. Трубецкого, «выражает собою не действительность, а идеал, не осуществленную еще надежду, <...> то небесное будущее, которое манит к себе, но которого в настоящее время человечество еще не достигло » [1]. В этом смысле церкви чуждо все бытовое. Человек, оказываясь там, на время отказывается от своей повседневной жизни. В самой архитектуре церкви, ее симметричной организации отражено единство общего, победа космоса над хаосом, общего над индивидуальным.

Гармоничная организация пространства церкви Санта Мария Ассунта в Венеции. Источник: weatlas.com
Гармоничная организация пространства церкви Санта Мария Ассунта в Венеции. Источник: weatlas.com

Наиболее свойственные церкви изображения — иконы. Икона не стремится к реалистичности (в европейской традиции, тяготеющей к индивидуализму, эта особенность выражена менее явно). Икона — это не портрет. Она, в первую очередь, не изображает, а устанавливает отношение, является способом общения с Богом, передает его присутствие. Именно поэтому иконы не принято писать с живых людей.

Икона с изображением Марии и младенца Христа
Икона с изображением Марии и младенца Христа

Так, повседневное, «человеческое» чуждо пространству церкви. Присланные и распечатанные селфи, портреты и групповые фото, напротив, этими чертами обладают. В зависимости от контекста они могут быть формой общения в digital пространстве, могут служить доказательством какого-то события, могут быть напоминанием и т. д. Так или иначе, их объединяет укорененность либо в прошлом, либо в настоящем, а также наличие индивидуальности — каждая фотография является выражением чьего-то «я».

В церкви все меняется. Лица людей, которые не могут присутствовать, начинают выглядеть как возможность их присутствия там в будущем, а в индивидуальных чертах проступают черты всего человечества. Так происходит переход от индивидуального ко всеобщему. Это во многом отвечает запросу времени — даже селфи и фотографии друзей и близких теперь рассказывают не о себе, а о других, о надежде на общее будущее.

[1] Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе : Умозрение в красках. Два мира в древне русской иконописи. Россия в ее иконе. — Париж : YMCA-Press, 1965. — 164 с

Текст: Мария Тержевик

Редактор: Лиза Александрова

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.