История появления хорошо знакомых всем современных названий нот относится к первой половине XI века. Правда, изначально названий было только 6, и они представляли собой первые слоги строк гимна, посвященного Иоанну Крестителю, каждый из которых и начинался с этих нот:
📍UT queant laxis
📍REsonare fibris
📍 FAmuli tuorum
📍 SOLve polluti
📍 LAbii reatum
Нота «до» изначально носила название «ут», но позднее для удобства пения его заменили на современное. Название для ноты «си» появилось лишь XVI веке (являясь сокращением от «Sancte Ioannes» — св. Иоанн), а в некоторых странах его заменили на «ти», чтобы избежать путаницы с нотой «С» в другой, буквенной нотации, где она обозначает ноту «до». Буквенная же нотация, представляющая собой обозначения нот первыми буквами латинского алфавита — еще более древняя. Достоверно известно, что еще философ VI в. Боэций использовал первые четырнадцать букв латинского алфавита, чтобы обозначить ноты двухоктавного диапазона из 14 нот, который был тогда в ходу. Хотя, нотация Боэция была первым зафиксированным случаем в музыкальной истории, Птолемей еще за 500 лет до этого называл двухоктавный диапазон «идеальной» или «полной» системой, так как в то время существовали системы и с меньшим общим количеством используемых нот.
Сейчас, на современной клавиатуре фортепиано 🎹 мы имеем набор из целых 88 нот. Поэтому, когда звукоряд стал расширяться, была введена система повторяющихся букв от «A» («ля») до G («соль»). Что касается оставшихся 5 нот хроматической гаммы (черных клавиш на клавиатуре — «диезов» и «бемолей») — они добавлялись постепенно. Первой появилась «си-бемоль» — пониженная «си», также использовавшаяся в средневековых песнопениях. Сначала их отличали, указывая «си-бемоль» латинской округлой «B», а натуральную («белую») «си» — готической квадратной «B», что и стало причиной появления музыкальных знаков «бемоль» — ♭ (понижение) и бекар — ♮ (отмена понижения или повышения). В Германии 🇩🇪 и некоторых других странах готическая «B» превратилась в «H». Таким образом, в немецкой системе латинской буквой «H» обозначается натуральная «си», а латинской «B» — именно «си-бемоль». Поэтому, привычный нам и многим другим странам звукоряд «до - ре - ми - фа - соль - ля - си» в Германии и у ее соседей обозначается как «C-D-E-F-G-A-H», а в англоязычных странах (а значит, и в большинстве музыкальных компьютерных программ) — «С-D-E-F-G-A-B». Оба варианта на первый взгляд кажутся довольно запутанными, не так ли?
Несмотря на то, что первой нотой в буквенных обозначениях является «ля», последовательность названий нот принято начинать с «до», так как это соответствует звучанию самой простой и привычной западно-европейцам мажорной гаммы — с нее обычно и начинается обучение в любой музыкальной школе👩🏻🏫🎶.
А вот и бонус всем дочитавшим до конца — примеры названий нот «до - ре - ми - фа - соль - ля - си» в других культурах, что еще раз доказывает, как сильно человечество взаимосвязано исторически:
📌Византия: «Ni - Pa - Vu - Ga - Di - Ke - Zo»;
📌Япония: «Ha (ハ) - Ni (ニ) - Ho (ホ) - He (ヘ) - To (ト) - I (イ) - Ro (ロ)»;
📌Индия: « Sa - Re - Ga - Ma - Pa - Dha - Ni».
❓А какие системы названий нот знаете вы?
P. S. Мы лично ни индийской, ни японской не знали))