В 1902 году, вдохновленный Девятой Симфонией Бетховена, в которой по сути говорится о страдающем человечестве, обращающемся к спасителю, Климт создал «Бетховенский фриз».
Спасителя по средневековой трациции он изобразил рыцарем в золотом одеянии, с мольбой об избавлении от зла – так начинается его фриз, который нанесен на стены в доме Сецессиона. По существу речь здесь о классической античной драме, где герой начинает свое путешествие вверху и спускается затем в преисподнюю, которая может быть его личным, внутренним, воображаемым царством теней. Или его темной стороной, как определил Карл Густав Юнг. При этом он преодолевает опасность и, став сильнее, возвращается к исходной точке. Размер фриза почти 35 метров, высота чуть более двух метров. Он распределен по трем стенам – кстати, художник использовал минеральную штукатурку на трубчатом камыше – старая техника, при которой под основу чистовой штукатурки кладется камыш, чтобы она лучше держалась на стене и не отваливалась. А по чистовой штукатурке Климт писал казеиновыми красками, позолотой, серебряной краской, нанося узор царапинами, добавляя лепнину, драгоценныые камни, перламутр, осколки зеркал и модные украшениями из цветного отшлифованного стекла, даже пуговицы и обивочные гвозди. Основной рисунок сделан углем или графитовым карандашом и завершен пастелью.
(1/6) В начале фриза под потолком Климт изобразил парящие женские фигуры, это гении-хранители, изображающие «Тоску по счастью». Они символизируют «страдания слабого человечества». Названия отдельных кусков фриза Климт сам сочинил и перечислил в каталоге 14ой выставки Сецессиона. (2/6)
Вторую часть он назвал «Просьбы слабого человечества к вооруженному рыцарю.
(3/6) Далее изображен античный гигантский Тифон, которого даже боги не могут одолеть. Это примитивное, животное начало в каждом из нас. У него верхняя часть туловища как у гигантской обезъяны, косящие, сумасшедшие глаза; нижняя – клубок громадных змей, а еще у него огромные синие крылья с перьями, закрывающие всю стену. Рядом с ним три-сестры горгоны со змеями в волосах. Над змеиными головами три женские аллегории Болезнь, Безумие и Смерть. А справа от Тифона – Сладострастие, Порочность и (толстушка) Неумеренность .
(4/6) Справа внизу, под вытянутой рукой гиганта, которой он пытается расплющить человеческий череп, притаилась еще одна изможденная фигура «Гнетущая тоска». Она скорчилась на животе чудовища, состоящем сплошь из коричневатых сетчатых питонов. Климт хотел показать не зло, а слабость. Человек слаб и он жертва своих инстинктов.
(5/6) На третьей и последней стене изображения парящих ангелов заканчиваются у привлекательной молодой женщины в золотом одеянии. Она держит в руках кифару и представляет Поэзию. Данная часть называется «Тоска по счастью находит успокоение в поэззии». А через несколько метров следует конечный пункт, финал:
(6/6) пять изображений женщин как аллегорий искусств, протягивают руки к «хору ангелов Рая». В каталоге написано «Искусства ведут нас туда, в идеальное царство, лишь в нем одном мы можем обрести чистую радость, счастье и любовь». У некоторых ангелов в руках музыкальные инструменты, а перед хором слились в страстных объятиях двое обнаженных влюбленных. «В отдельных светлых моментах мы в состоянии распознать меланхоличную улыбку счастья... за обладание которой сражаемся и от достижения которой нас удерживает коварный враг».
Газетчики предупредили родителей не допускать дочерей к осмотру «Бетховенского фриза», иначе он «испортит их навечно и навсегда», и превратит в проституток, поскольку искусство Климта по их мнению не учит ничему, кроме богохульства и извращенности. В конце концов, произведение Климта обозвали «закатом Европы». Но самоназванные критики искусства оказались правы. Через каких-то 12 лет вся Европа лежала в развалинах, старый режим упразднили, а потом появилась диктатура...