Кассы вроде нет, а кассовый разрыв есть, как так? Давайте разберемся что такое кассовый разрыв, как его избежать и что делать если он все таки случился.
Такие ситуации нередко приводят к краху даже успешных компаний, сотрудники разбегаются, поставщики отказываются сотрудничать, а предпринимателю остаются одни долги и разочарование.
Причины кассового разрыв
- Бардак финансах. Это самая распространенная проблема российских предпринимателей — не организован управленческий учет;
- Нет резервов. Как и в случае с личными финансами, всегда должен быть резерв на непредвиденные расходы. Если в жизни это может быть поход к стоматологу, то в бизнесе он должен покрыть хотя бы месячные затраты;
- Убыточный бизнес. «Привет, кэп!» — скажете вы. Но погодите смеяться, ситуация, когда выручка растет, а компания при этом загоняет себя в убытки встречается очень часто и рано или поздно приводит к кассовым разрывам.
Как предотвратить кассовый разрыв
Кассовый разрыв, как и снег на улицах для коммунальных служб всегда случается внезапно. Именно поэтому лучший способ избежать проблем с деньгами — это профилактика: планирование и аналитика.
Вот несколько необходимых надежных инструкций:
- Заведите платёжный календарь и отчет о прибылях и убытках: вместе они помогут понять, как, к примеру, повлияет на ваш бизнес покупка дорогостоящего оборудования или ремонт офиса;
- Автоматизируйте учет, таким образом вы избавите себя от ненужной рутины и ошибок в отчетах;
- Создайте резерв на непредвиденные расходы;
- Измените условия оплаты в договорах, нередко причиной кассового разрыва становятся плохие коммерческие условия с поставщиками и покупателями;
Как справиться с кассовым разрывом, если вы в него все таки попали
Если кассовый разрыв все таки случился, то не стоит впадать в крайности, привлекать огромные кредиты или закрывать бизнес. Есть несколько простых способов привести финансы в порядок.
1. Договориться с контрагентами. Все мы люди: ваш арендодатель, покупатель или поставщик. Попробуйте поговорить начистоту и попросить перенести дату оплаты. Это может спасти вашу компанию в условиях кризиса.
2. Посмотрите коммерческие условия. Спасение вашего бизнеса может быть у вас в руках, посмотрите существующие контракты на возможность отсрочки платежей.
3. Продайте что-нибудь «ненужное». Посмотрите остатки на складе, возможно у вас «залежался» какой-нибудь товар, который можно продать с дисконтом и покрыть кассовый разрыв.
4. Возьмите займ или кредит: у партнера или банка. Если переговоры не помогли, а деньги всё еще нужны, их можно занять. Это бесспорно самый «дорогой» вариант, за кредит придется платить проценты. Прежде чем взять кредит на покрытие кассового разрыва, составьте финансовую модель на весь срок его действия и посмотрите, сможете ли закрыть этот кредит или он станет тяжелой «ношей», которая потопит ваш бизнес.
5. Пересмотрите модель бизнеса, если кассовый разрыв в вашем бизнесе — это обычное явление. Иногда стоит сменить курс и направление бизнеса, помните, что даже Samsung сначала производил рисовую муку, а Nokia была бумажной фабрикой.
Всегда помните, что кассовый разрыв легче предупредить, чем закрыть. Поэтому займитесь финансами и следите за отчетом о прибылях и убытках!
Авторы: Биньямин Литвин и Станислав Кутузов из сервиса Финансист