В 1989 году в СССР стартовали съёмки, наверное, последнего крупного советского фантастического фильма. В основе картины была история от крупнейшего отечественного фантаста Кира Булычёва, а ставил фильм молодой режиссёр Юрий Мороз. Тремя годами ранее Мороз, начинавший как актёр, выпустил в качестве режиссёра дипломную короткометражку. И тоже по произведению Булычёва. Она пришлась по вкусу киноманам и получила приз Американской киноакадемии. Вероятно, именно поэтому следующая лента Юрия Мороза тоже была связана с творчеством Кира Булычёва.
Это было «Подземелье ведьм», которое, по словам режиссёра, было в известной мере подражанием голливудским фантастическим боевикам,
хотя он же иронично говорил, что «на американской машине по нашей дороге проехать трудно».
Как раз в то время на советский рынок хлынули видеокассеты с американскими фильмами, а видеосалоны организовывали, кажется, в любом помещении, где можно было поставить несколько рядов стульев.
«Подземелье ведьм» стало эдаким нашим ответом Голливуду.
Помогали в создании ленты чешские кинематографисты: студия «Баррандов» отвечала за спецэффекты, которых так не хватало отечественному кино. Кстати, с изготовлением инопланетных животных и оружия помогли кооперативщики, которых тоже тогда было навалом. Они снабдили съёмочную группу и динозаврами, и бластерами.
Главную женскую роль Мороз отдал жене Марине Левтовой.
Марина в отличие от супруга с кино была связана давно, она дебютировала на экране ещё в 17,
снявшись в школьной драме «Ключ без права передачи» (1976). В «Подземелье ведьм» Левтова предстала юной девушкой с мальчишеской фигурой, хотя у неё уже была шестилетняя дочка.
Главные мужские роли сыграли актёры яркие, но представляющие разные поколения. Николай Караченцов, уже признанный мастер, звезда Ленкома и любимец зрительниц, примерил образ уравновешенного переводчика. А вот Сергей Жигунов стал эдаким советским аналогом Конана из одноимённой голливудской картины с Арнольдом Шварценеггером и даже на рекламном плакате походил на Арни.
На счету Жигунова уже было порядка десятка ролей, но в первый ряд его вывели, конечно же, «Гардемарины, вперёд!» (1986).
Для роли в «Подземелье ведьм» Жигунов здорово подкачался и выглядел не хуже голливудского бодибилдера.
Третья мужская роль досталась Дмитрию Певцову. Он хоть и ровесник Жигунова, но известности к моменту съёмок не приобрёл. Дебют его состоялся в картине Татьяны Лиозновой «Конец мира с последующим симпозиумом», которую она сама сильно невзлюбила и жестко с ней расправилась, так что зрители даже не успели толком познакомиться с актёром. Но «Подземелье ведьм» дало Певцову ещё один шанс на популярность, и он им воспользовался сполна.
Несмотря на то, что в картине много технических ляпов, а в космической технике без особых сложностей можно опознать закамуфлированную советскую, фильм стал сенсацией. Скорее всего, успех обеспечило несколько составляющих: и сам жанр, и любопытный сюжет, и актёры, и работа декораторов и мастеров комбинированных съёмок.
На фоне сегодняшних фантастических картин «Подземелье ведьм» смотрится бедновато в техническом плане, но вот в части действия определённо выигрывает.
А вы согласны с тем, что нынешнее кино, в первую очередь приключенческо-фантастическое, превратилось в зрелищный аттракцион, от которого сложно оторваться, но при этом оно потеряло содержательность и стало пустоватым?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296