Найти в Дзене
Шахтёр

Бригадир и доставщики после выхода из шахты напоили коллег водой из ручья

Сегодняшняя публикация основана на рассказе отца. Дело было весной, когда снег обильно таял и по склонам холмов текли звонкие ручьи; на проталинках расцветали первоцветы, просыпались от зимнего покоя берёзы и только-только начиналось сокодвижение.

Отец работал на доставке, всегда в первую смену. В шахту смена опускалась не по главному стволу, а вахтовкой (у нас их называли «дежуркой») увозили за десяток километров в лес к бремсбергу. Пешим ходом по наклонной выработке уходили на свой горизонт.

Наряд самый обычный и сама по себе смена ничем примечательным не выделяется – сначала выполняется плановый ремонт, затем за час-два до окончания смены запускается лава и начинается добыча «чёрного золота». Приехали в лес, вокруг растут берёзы вперемежку с соснами. Перед спуском в шахту – десятиминутный перекур. Пока курили, бригадир поинтересовался:

– Интересно, берёзовый сок уже идёт или рано ещё?

Тут же нашли пустой корпус от самоспасателя СПП-2, ополоснули его студёной водой из ручья и у ближайшего дерева проковыряли кору. Сок медленно закапал – кап, кап, кап... Северная сторона холма, сокодвижение ещё не набрало силу. Бригадир тоскливо понаблюдал за капелью, махнул рукой:

– Не дождёмся. Айда в шахту, после смены попьём.

Загасив окурки и включив светильники, ребята пошли на горизонт к рабочему месту. С гор опускать ничего не требовалось, доставка была исключительно из заезда по конвейерному штреку до лавы. Поэтому отец вместе со своим напарником (на доставке работали вдвоём) вместе со всеми тоже пошли в шахту.

Фото: Александр Наумов. Снимок косвенно иллюстрирует публикацию, но не является прямым отношением к истории.
Фото: Александр Наумов. Снимок косвенно иллюстрирует публикацию, но не является прямым отношением к истории.

На смене всё ладилось – сначала плановый ремонт, затем запустили лаву и поехали по добыче. С доставкой также проблем не было никаких и за полчаса до конца смены доставщики пошли на-гора. Видя, что лава работает как часики и «бугру» здесь делать больше нечего, на поверхность по бремсбергу пошли втроём.

По дороге встретили новую смену, в двух словах передали положение и пошли дальше. Прежде, чем сесть в «дежурку» (вахтовку), решили проверить берёзовый сок. Мало-помалу, капля за каплей, но за смену ёмкость набралась полной и берёзовый сок перетекал через край. Сделали по глотку, затем ещё и ещё и вскоре банка с чуть сладковатой, прозрачной жидкостью оказалась пуста. Повертев её в руках, бригадир с чувством неловкости произнёс:

– Сволочи мы – всё выпили и ребятам ничего не оставили.

Отец успокоил:

– Щас сделаем.

Взял из рук бригадира пустую ёмкость, набрал в неё воду из ручья и поставил под берёзу. Сели в машину, разговаривают о работе (про сок забыли – выпили и нет его), ждут ребят. Спустя некоторое время из шахты вышла вся смена. Ребята оживлённо перекидывались фразами:

– Сок холодный, аж зубы свело... Вкус как-то не очень. Наверно, рано ещё... А нам полглоточка не оставили...

С довольной улыбкой в разговор вмешался бригадир:

– Кому сока не хватило, обращайтесь к доставщикам – они вам ещё нальют.

Минутное замешательство и – взрыв негодования:

– Сырой водой нас напоили... Из ручья сами могли напиться... Пришибу, если «пронесёт»...

Впрочем, никого не «пронесло»...

-3