Найти тему
impulse.guru

Как изменить дизайн, структуру и CMS сайта без вреда для SEO

Оглавление

Автор: Андрей Базлов, руководитель отдела SEO -продвижения агентства impulse.guru

Время чтения - 6 мин

Проблемы, возникающие при смене структуры, дизайна или движка сайта, заставляют серьезно попотеть, ведь ошибки, которые их вызывают, входят в топ самых распространенных. Как минимизировать риски, которые возникают в процессе модернизации? И можно ли выйти из такого обновления без потерь? На самом деле можно! Прочитав эту статью, вы сможете выполнить необходимые работы без ущерба для позиций и трафика. Бесшовное обновление – вполне выполнимая задача. Я подробнее расскажу о том, как изменить дизайн, структуру и CMS сайта без вреда для SEO.

Немного матчасти: что может пойти не так?

Для начала перечислю основные риски. Комплексный редизайн, изменение архитектуры и другие глобальные изменения на сайте могут привести к следующим негативным последствиям:

  • потеря ссылочной массы, которая является важным фактором ранжирования;
  • потеря видимости по ценным ключевым словам и снижение посещаемости;
  • появление большого количества ошибок «404» (битые ссылки);
  • редиректы, которые в большом количестве замедляют скорость работы сайта;
  • различные технические ошибки, которые будут проявляться еще долгое время;
  • изменение коэффициента конверсии в негативную сторону и, соответственно, падение продаж.

В результате глобальных изменений сайта есть риск испортить то, что и так хорошо работает. Так что решение об изменении архитектуры и других кардинальных вещей нужно хорошенько обдумывать и не спешить с внедрением на практике.

Составьте план и/или техническое задание

Предварительное структурирование и оптимизация процессов позволят избежать пробуксовок на старте и сильно упростят жизнь при реализации всех изменений. Подробный план работ поможет не упустить важные детали, не сбиться в момент их выполнения и не “потеряться” в задачах, если придется отвлечься.

Лучшим вариантом будет составление технического задания. Эту может успешно сделать проектный менеджер, например, на стороне агентства-подрядчика.

-2

Не меняйте URL страниц без весомой причины

Изменить структуру страниц сайта довольно легко, вот только последствия могут быть тяжелыми. Лишь одно это действие может спровоцировать целый ряд проблем:

  • страницы выпадут из индекса, так как станут для поисковиков “новыми”;
  • соответственно, упадет их посещаемость из органики;
  • обнулится ссылочный вес, так как ссылки вели на другой адрес;
  • пользователи вместо ожидаемого содержимого увидят ошибку с кодом «404».

Так что адреса страниц без явной необходимости лучше не менять.

Или используйте 301 редирект

Если адреса определенных посадочных или структуру сайта в целом все же пришлось модифицировать, избежать негативных последствий можно при помощи перенаправления через 301 редирект. Он укажет поисковым системам, что адрес страницы изменился, и теперь она доступна по другому URL. Это позволяет сохранить вес входящих ссылок, избежав потери позиций и трафика.

-3

Некоторые колебания позиций и посещаемости все же могут быть, но постепенно поиск “склеит” страницы, и пользователи будут видеть в результатах выдачи уже новый адрес.

Позаботьтесь о переносе метаданных страниц

Метатеги заголовков страниц (Title) и их описания (Description) – важные факторы, которые учитываются при ранжировании и формировании сниппетов страниц. Ситуация, когда после проведенных работ метаданные “слетают”, достаточно распространена.

Если вы не уверены в бесшовной миграции, нужно сделать резервную копию метаданных. Это позволит восстановить их в случае необходимости. Такой метод актуален для ситуаций, когда добавление данных в код страницы осуществляется через специализированные SEO-плагины. В случае нарушения работоспособности велик риск их утратить.

Не удаляйте контент на посадочных

Иногда при изменении дизайна владелец решает менять не только внешний вид, но и содержимое (тексты, графика, шрифты). Если сделать это поспешно, последствия в плане SEO могут быть печальными.

При смене внешнего вида сайта, текстовый и другой контент на отдельных посадочных страницах желательно сохранить. И уж тем более не стоит трогать содержимое тех посадочных, которые генерируют трафик и конверсии и имеют хорошую видимость в поиске. Такой список легко составить при помощи панелей вебмастеров Google Search Console или Яндекс.Метрики:

-4

Помните о “встроенных” возможностях

При полном обновлении дизайна сайта нужно помнить о том, что некоторые его функциональные возможности могут быть реализованы на уровне кода. Например, кнопки социальных сетей или веб-аналитика могут подключаться как через плагин, так и через добавление кода в шаблон дизайна. И если сменить тему, то соответствующий функционал просто перестанет работать.

Также те возможности, которые в одной CMS могут быть доступны по умолчанию, в другой можно реализовать только через дополнительные модули, а то и вовсе придется подключать программистов для написания соответствующего кода. Например, большинство настроек по SEO при смене движка могут просто “слететь”.

Все эти вещи нужно проверить еще на этапе подготовки к планируемым изменениям, чтобы избежать возможных проблем.

-5

Работайте на тестовом поддомене

Этого правила придерживается любой опытный разработчик, но не будет лишним еще раз о нем напомнить. Суть в том, что копия сайта создается на поддомене и именно в нее вносятся все изменения и правки. Затем идет проверка на работоспособность. Если обнаруживаются проблемы, их можно исправить, и лишь после этого все переносится из тестового поддомена на основную версию.

Два основных пункта, которые нужно проверить, чтобы избежать ошибок:

  • закрыт ли тестовый поддомен от индексации поисковыми системами;
  • после переноса дубликат сайта нужно удалить, чтобы избежать его случайного попадания в индекс или взлома со стороны.

Сформируйте чек-лист для проверки после обновления

После завершения работ по обновлению сайта необходимо проверить, все ли прошло хорошо. Если будут найдены ошибки, необходимо оперативно их исправить. Лучше всего заранее сформировать чек-лист для проверки и контроля. Вот основные пункты, которые в него нужно включить:

  • проверить, не изменилась ли структура ЧПУ; по страницам с измененными адресами уточнить, настроены ли редиректы 301;
  • проверить наличие метатегов Title/Description на всех страницах сайта;
  • проверить наличие дублей и коды ответа страниц;
  • убедиться в том, что все счетчики веб-аналитики и других сервисов подключены и работают;
  • убедиться, что контент на мобильной и десктопной версии страниц не отличается;
  • контент на основных посадочных не изменился, ничего не пропало и т. д.

Можно провести небольшой технический мини-аудит, чтобы убедиться в том, что все хорошо, и в процессе внедрения изменений не появились новые критические ошибки.

Подведем итоги

Необходимость серьезных изменений на сайте, таких как смена структуры, всего дизайна или используемой CMS, может возникнуть в силу разных причин. Это довольно трудоемкая задача, которая несет в себе ряд рисков. Особенно хорошо это понимают владельцы сайтов, которые хотя бы раз сталкивались с подобными проблемами на практике.

Используйте перечисленные рекомендации на практике, и в процессе внедрения изменений риски будут минимальными.

Если есть вопросы – пишите в комментариях!