По мере роста своей популярности музыканты обрастают все бОльшим числом «фишек» и знаковых деталей: имидж, манера написания песен, звук. Какие из инструментов рок-звезд не уступают по известности и знаковости самим музыкантам расскажу в этой статье.
Когда звучание становится эмблемой и характерной чертой музыканта, зачастую и инструмент, который используется, становится знаковым. Наверняка, некоторые из них вы вспомните.
Пол Маккартни и Höfner 500/1
Немецкий бренд представил эту модель весной 1956 года и позиционировал ее как «контрабас в малом объёме».
В 1961 году битлы приехали в Гамбург, чтобы отыграть серию концертов. И прямо во время этих гастролей группу покинул басист, Стюарт Сатклифф. Его заменил Маккартни и отправился за новым инструментом в гамбургский магазин Steinway Musichaus. Юного Пола в бас-гитаре от Höfner привлекли два параметра – симметричность корпуса, что абсолютно важно для сценического имиджа музыканта-левши, и невысокая цена (на покупку инструмента был бюджет всего в 30 фунтов).
Цитата«Бас-гитара - это была такая штука, с которой толстые мальчики неуклюже двигались на сцене, и их просили стоять позади и играть…Так что я определенно не хотел делать это, но Стюарт ушел, и неуклюже двигаться с бас-гитарой стал я. Позже я стал вполне счастлив…»
Пол Маккартни
До 1964 года Маккартни активно пользовался «скрипкой», но во время гастролей того же года Пол отправил ее в запасники. Вновь вернулась она в сентябре 1968, но уже в начале января 1969 года исторический маккартниевский бас был украден. Очень вероятно, из Twickenham Studios, где Битлз снимали фильм «Let It Be».
Пол Маккартни настраивает свою "скрипку" / Источник
Джордж Харрисон и Rickenbacker 360/12
И снова о знаковом инструменте одного из музыкантов ливерпульской четверки. В феврале 1964 битлы приехали покорять Америку. Представители компании Rickenbacker устроили отдельную экспозицию в отеле Savoy Hilton в Нью-Йорке специально для демонстрации своего оборудования ливерпульцам. И хоть Харрисон на нее и не попал, он в итоге получил гитару в подарок от владельца калифорнийского отделения компании Rickenbacker, Фрэнсиса Холла. Эта же гитара могла достаться одногруппнику Харрисона – Леннону, но Джон посчитал, что Джорджу она подойдет больше.
Гитара Харрисона была первой двенадцатистрункой, произведенной Rickenbacker. Единственное отличие гитары Джорджа от прототипа 1963 года в том, как располагались струны: октавные струны были вторыми в струнной паре, а струна с более низким звучанием крепилась первой. У гитары уникальный звук, похожий на перезвон колокольчиков, который можно услышать в «You can’t do that», «I Call Your Name» и «What You’re Doing». На ней же сыгран уже ставший классическим аккорд вступления «A hard day’s night».
Джордж Харрисон и его знаменитый рик - Rickenbacker 360/12 / Источник
Кит Ричардс и Micawber Fender Telecaster
Эта гитара, как говорят сами роллинги, – один из символов группы. Есть информация, что именно этот инструмент Ричардсу на 27-ой день рождения подарил Эрик Клэптон.
Гитара, впервые выпущенная в 1953-м году, быстро стала фавориткой Кита во время записи сборника Exile on Main street. Там же гитару украли, но Ричардсу удалось вернуть любимый инструмент. Почему он назвал ее Микобер? Wilkins Micawber – имя персонажа из романа «Дэвид Копперфильд» Чарльза Диккенса. Получается парадоксально, но Кит назвал свой любимый инструмент в честь героя, жившего в предельной бедности и долгах. В романе героиня Эммы, жены Микобера произносит фразу “Я никогда не покину господина Микобера”. Может, Кит испытывал к своей гитаре похожие чувства? Потому и выбрал своему Fender’у такое имя. То, как трепетно Кит относится к этому Fender’у видно даже по тому, как гитара “изнашивается”: если посмотреть на Микобер Ричардса в районе, где он соединяется с корпусом, то видно как рабочая поверхность грифа скалопирована в районе толстых струн. Но это совсем не тюнинг – просто Кит так играет, что медиатором продолбил дерево в течение всех этих лет. Это ли не показатель того как сильно Кит любит эту гитару?
Кит Ричардс и его любимый Fender Микобер / Источник
Эрик Клэптон и шесть штук Fender Stratocaster
Это тот случай, когда из множества частей получилось сложить то самое единственное и подходящее. В 1970 году Клэптон как раз искал себе новый инструмент. Будучи в Нэшвилле (столица очень музыкального штата Теннеси), он решил зайти в небольшой гитарный магазин. Там в углу стояли несколько старых Fender’ов Telecaster и Stratocaster. Каждая гитара стоила всего по сотне долларов. Клэптон взял сразу шесть. Вернувшись в Англию, он подарил по гитаре Джорджу Харрисону, Питу Таунсенду и Стиву Уинвуду, а три оставил себе. Поиграв на каждой из трех, Клэптон решил сделать то, что еще никогда не пробовал – разобрать все Stratocaster и собрать себе подходящий инструмент. От гитары 1956 года выпуска Эрик взял корпус, окрашенный черным лаком, от модели 1957 года – гриф, затем установил звукосниматели и фурнитуру. Хоть подобным “разбором” Клэптон и уменьшил стоимость каждой из гитар по отдельности, на свет появилась самая почитаемая и дорогая гитара всех времен. Эрик ласково назвал ее Блэки (Blackie) из-за цвета корпуса. Впервые он сыграл на Блэки 13 января 1973 на своем шоу «Eric Clapton rainbow concert». На ней же он играл во время записи альбома «461 Ocean Boulevard». До конца 70-х и в начале 80-х Клэптон работал крайне плодотворно, выпустив с 1973 по 1985 целых 13 сольных альбомов, все из которых были записаны при помощи его верного черного Stratocaster’а. Самый выдающийся из этой серии альбомов – «Slowhand», на который попали одни из самых знаковых вещей Клэптона, – “Wonderful tonight”, “Lay down Sally”, “Cocaine” и “The core”.
Эрик Клэптон и его верная муза Блэки / Источник