Найти тему
Тайны на диване

Гелеполис: неудавшаяся военная машина, из которой выросло чудо Древнего мира

У входа в гавань города Родос, на греческом острове, когда-то стояла колоссальная статуя из железа, меди и камня. Посвященная греческому богу Солнца Гелиосу. Колосс Родосский, возвышался более чем на сто метров и был символом гордости для родосцев, которые успешно защитили свой город от осады со стороны Македонского Королевства.

В конце 4-го века до н. э., после смерти Александра Македонского, Родосское Царство установило прочные торговые и культурные связи с Птолемеем I египетским, и вместе образовало союз, который контролировал торговлю по всему Эгейскому морю. Царь Македонии Антигон I почувствовал угрозу этого союза. Он опасался, что египетский фараон может использовать остров Родос в качестве базы для нападения на Македонию, и что еще хуже, родосцы действительно могут предоставить корабли и припасы Птолемею I, чтобы облегчить атаку.

https://1.bp.blogspot.com/-yCKN-2Ep6E8/XTrZ0Pq-7MI/AAAAAAAAgwc/zf9XqThcBO8wkxVw8v-1EdYDfk4vwmMDgCLcBGAs/s1600/siege-of-rhodes.jpg
https://1.bp.blogspot.com/-yCKN-2Ep6E8/XTrZ0Pq-7MI/AAAAAAAAgwc/zf9XqThcBO8wkxVw8v-1EdYDfk4vwmMDgCLcBGAs/s1600/siege-of-rhodes.jpg

Антигон I решил разорвать этот союз, и в 305 году до нашей эры он послал Своего Сына и будущего царя Македонии Димитрия с огромным флотом боевых кораблей осаждать город Родос.

Город Родос и его гавань были сильно укреплены, и Димитрий был не в состоянии помешать кораблям снабжения прорвать его блокаду, поэтому его первой заботой был захват гавани. Он сразу же построил свою собственную гавань, чтобы защитить свои корабли от контратаки с помощью плавающей шипованной стрелы. В то же время его армия опустошила остров и построила огромный лагерь на земле, прилегающей к городу, но вне досягаемости катапульт.

В ходе осады обе стороны использовали множество технических устройств, таких как мины и противомины, а также различные осадные машины. Самой большой особенностью осады была гигантская осадная башня Димитрия, получившая название Гелеполис, или “захватчик городов”.

Гелеполис представлял собой большую сужающуюся башню высотой около 40 метров, построенную из дерева и бронированную железными пластинами. Внутренние помещения были разделены на несколько этажей, где сотни людей лежали в ожидании, чтобы атаковать городские стены с помощью каменных катапульт и тарана. Для стрельбы этими снарядами передняя стена была снабжена различными артиллерийскими окнами и защищена механически регулируемыми ставнями, обшитыми шкурами, набитыми шерстью и морскими водорослями, чтобы сделать их огнестойкими. Вся башня, весившая 160 тонн, размещалась на восьми колесах, каждое высотой 15 метров. Потребовалось 3400 человек, работающих по очереди, чтобы подтолкнуть и расположить башню перед стенами.

На протяжении всей осады Гелеполис был много раз атакован Родосцами, и им даже удалось сорвать часть железной обшивки, покрывающей башню, обнажив уязвимую дерево. Чтобы защитить машину, Димитрий приказал ее убрать. Через год прибыло подкрепление из кораблей, посланных Птолемеем, и Димитрий со своей армией снял осаду, оставив большую часть своего осадного снаряжения.

Десять лет спустя родосцы переплавили все оружие, оставленное армией Димитрия, включая железные пластины из Гелеполиса. Они продали остальное оборудование, а на вырученные деньги расплавили железо и бронзу и воздвигли Колосс Родосский в память о своем героическом сопротивлении. Статуя была состояла из железного скелета, поверх которого были прикреплены медные пластины, образующие кожу. Затем он был заполнен каменными блоками. Статуя стояла на мраморном постаменте высотой 15 метров. Через двенадцать лет, в 280 году до нашей эры, статуя была построена.

Колосс Родосский простоял всего 54 года, когда в 226 году до нашей эры случилось землетрясение, в результате чего статуя упала. Птолемей III предложил вознаграждение за восстановление статуи, но Дельфийский оракул напугал родосцев тем, что они оскорбили Гелиоса, и они отказались от ее восстановления. Останки пролежали на Земле более 800 лет. Руины были настолько впечатляющими, что многие люди специально приезжали, чтобы увидеть их.
https://2.bp.blogspot.com/-G2s5xoJSfo4/XTrZzAB5wXI/AAAAAAAAgwM/4sS4Me1ouaAHttETQfAtbf4wiZwoQoq6ACLcBGAs/s1600/colossus-of-rhodes-1.jpg
https://2.bp.blogspot.com/-G2s5xoJSfo4/XTrZzAB5wXI/AAAAAAAAgwM/4sS4Me1ouaAHttETQfAtbf4wiZwoQoq6ACLcBGAs/s1600/colossus-of-rhodes-1.jpg

Удивительно, но ни один текст из того периода не сохранился, описывая, как Колосс Родосский выглядел, когда он стоял. В соседнем храме есть барельеф, который показывает Гелиоса, стоящего с одной рукой, прикрывающей глаза, подобно тому, как человек прикрывает свои глаза, когда смотрит на солнце. Вполне возможно, что Колосс был построен в той же самой позе. Во многих образных набросках Колосса Родосского гигантская фигура Гелиоса показана с раздвинутыми ногами, оседлавшими устье гавани в качестве ворот для кораблей. Историки теперь считают, что такая поза была бы физически невозможна, так как она заставила бы статую рухнуть под собственным весом.

Куски упавшей статуи были в конце концов собраны и расплавлены, когда Родос попал под власть арабов в 653 году. Найденная бронза была продана еврейскому купцу, которому понадобилось более 900 верблюдов, чтобы увезти все это.

Ни Гелиополь, ни Колосс Родосский не сохранились, но оба оставили глубокий след в нашей современной культуре. Дизайн Статуи Свободы в Нью-Йорке был вдохновлен Колоссом Родосским.

-3