САТЬЯ (санскр.) — правдивость ). Второй из принципов ямы - этических ограничений, заповедей в древнеиндийской философии .
Слово «сатья» означает истинность во всех ее проявлениях: мыслях, словах и поступках. Более точной формулировкой считается понятие «воздержание от неправды». Правдивость становится естественной в том случае, если преодолевается само желание искажать истину. Сатья не всегда выступает синонимом истины — если правдивая информация способна причинить вред, то ее невозможно считать истиной в высшем смысле. Когда произнесение правды способно причинить вред, следует практиковать мауну — молчание.
Последствия нарушения сатьи: любая неискренность препятствует достижению гармонии. Ложь в любой своей форме способна разрушить все типы энергий — физическую, ментальную, духовную.
Истинная сатья возможна при точном и последовательном исполнении своих обещаний и обязанностей. Достойно соблюдая сатью, человек может обрести сиддхи — сверхъестественные способности к ясновидению, он получает дар предвидения будущего, знания прошлого и настоящего.
Правда и ненасилие
Важное требование к соблюдению сатьи — это ее соответствие принципу ненасилия: придерживаясь правдивости в речи, поступках, человек должен соблюдать заповедь «не навреди». Правдивость в речи предполагает достижение блага всех существ. Ложная праведность способна превратить правдивые слова в зло.
Ум, речь и действие — три формы, через которые реализуется сатья. Соблюдение принципа правдивости в мышлении, речи и действиях начинается тогда, когда все увиденное и услышанное подтверждается через созерцание. Реализация истины через поступки означает соотнесение действий с разумом и речью. Размышления и суждения — это фундамент нравственности, а значит, они должны соответствовать реальности.
САТЬЯ и речь: истина на уровне речи возможна при исполнении трех условий — правдивости, безошибочности и полезности. Контроль над речью ведет к освобождению от злобы, а человек, свободный от злобы, милосерден ко всем.
Своей правдой ни в коем случае нельзя причинять боль другому существу, иначе нарушится первый принцип ЯМЫ - ахимсы - ненасилия. Поэтому всегда, надо оценивать ВРЕМЯ - МЕСТО - ОБСТОЯТЕЛЬСТВА при всех своих действиях, мыслях и поступках.
БлагоДарю за внимание!!!