Аннотация, так сказать:
Не только далеко за рубежом существует другой мир. Если отъехать от мест привычного обитания на достаточное количество километров и оглядеться - можно неожиданно обнаружить совершенно иную реальность, не имеющую практически ничего общего с состоявшимся порядком вещей.
Так произошло, что мне выдалась возможность проведать некоторые из самых дальних от глобальных мегаполисов закоулков нашей Родины. В серии следующих заметок я постараюсь рассказать, как оказался в одном из уездов Хабаровского края и что из этого вышло.
Поскольку все действующие лица вполне себе ещё действующие, а все ситуации имели место быть - то, на всякий случай, названия населённых пунктов, имена и даты будут выведены за скобки документальности. Да и, по большому счёту, не имеют особого значения: вместо названия населённого пункта можно подставить любое подходящее название с похожим географическим расположением - и ничего не изменится.
*Дополнительно потребуется некоторая ремарка: архив фотографий, оставшийся после поездки, единовременно и скоропостижно скончался вместе с жёстким диском ноутбука. Сейчас идёт работа над этим, если что-то получится - будут фотографии в количестве, а пока придётся оперировать теми, что чудом сохранились.
В общем, поехали.
...Еще в 20-х годах прошлого века в стратегических умах государственных мужей зародилась мысль о постройке альтернативного Транссибу железнодорожного пути к тихоокеанским портам. Причин для такого решения было много, все они были объективны и очевидны, так что начались проектные и изыскательские работы, к концу тридцатых годов вылившиеся в определение генеральной линии будущей железной дороги - от посёлка Тайшет к посёлку и порту Советская гавань через Братск, Тынду и Комсомольск-на-Амуре. Строили с переменным успехом и построили с 38-го по 84-й год, если не считать отдельно взятого тоннеля. Так родился БАМ.
Как водится у нас в стране, великие свершения происходят, потом на много лет забываются, ввиду отсутствия потребности, и затем внезапно всплывают из небытия. Именно так произошло и в этом случае. Несколько лет назад на самом высоком уровне было решено ускорить, усилить и расширить БАМ, что неминуемо повлекло за собой решение о начале проектирования этих самых усилий.
Опять же, как обычно это бывает - непосредственному исполнителю о необходимости сообщают вечером накануне дня, когда проект должен быть готов. Инженер - сущность привычная, подобные повороты судьбы его не удивляют, он коротко интересуется, сколько есть времени, на какие ресурсы рассчитывать, встаёт, подпоясывается, сообщает, когда его ждать - и приступает.
Таким образом, в меру жарким, в меру майским утром я ожидал рейса в Хабаровск в аэропорту Внуково, куда прибыл из Петербурга. Именно в этом месте я оказался по двум причинам: Петербург преступно отделён от Дальнего Востока фильтром Москвы, не имея прямых самолётов, а летать из Шереметьево категорически не люблю в силу его шумности, суетности и проистекающей от этого вульгарности.
Времени был вагон, делать было нечего и поэтому за различными поверхностными занятиями я решил проверить одну теорию, находившую подтверждение во всех моих поездках:
- Даже в самых густонаселённых кварталах самого большого мегаполиса можно найти место, скрытое от посторонних глаз и там в тишине провести время, необходимое для ожидания.
Попросту говоря, слоняться по кафе не хотелось, лавочки в парках не привлекали соседями, а вот на случай возникновения желания открыть баночку - другую какого-нибудь прохладительного напитка мнилось иметь уединённый угол. В конце концов, Внуково я за предыдущие поездки исколесил вдоль и поперёк, чтобы его разглядывать.
Что интересно, теория подтвердилась и на этот раз, с тем лишь отличием, что вполне подходящее место в пяти минутах ходьбы от входа в аэровокзал до меня кто-то уже облюбовал.
В отсутствие владельца я попользовался его инфраструктурными изысками в виде импровизированного столика и скамейки. За это время никто не заглянул в медвежий угол, значит локация - надёжная :)
За этими экзерсисами время пробежало незаметно и наступила пора перемещаться к вылету. В этот раз, в отличие от предыдущих полётов, самолёт подали без задержки и путешествие на Дальний Восток стартовало.
Вот чем мне нравится летать с запада на восток - ты вдвое ускоряешься во времени. Садишься в самолёт после обеда, по пути делать все равно нечего, спишь, а когда прилетел - время вынужденного бездействия испаряется и на месте ты оказываешься утром. Тут же начинаешь активно жить сквозь непонимание, который час, к вечеру уматываешься до беспомощного состояния, падаешь спать и ... вуаля, следующим утром ты уже акклиматизировался!
Правда, работает эта конструкция только в случае вылета с двух до, скажем, пяти часов дня. С вечерним вылетом логистика гораздо тоскливее и менее удобна. На несколько дней менее.
В общем, так или иначе, я прибыл в Хабаровск.
С первых же минут пребывания всё пошло не по плану. То есть, конечно, плана, как такового, не было, как это часто бывает в разведке, но на первые сутки - всё-таки был. В самом Хабаровске мне разведывать было нечего, требовалось переместиться на несколько сотен километров западнее - в райцентр Вычгынын.
В теории туда летали самолёты, но устойчивого мнения на этот счет Петербургский интернет не имел. Таким образом, кроме как припасть к первоисточнику - выхода не оставалось.
Беглый опрос в кассе дал неутешительный результат. Те ничтожные остатки региональной авиации, что ещё машут крыльями на просторах страны, должны были начать летать за неделю до моего прибытия. К сожалению, что-то пошло не так и я потерял возможность увидеть Буреинский хребет сверху не только на спутниковых снимках. Теперь самолёты обещались стартовать через неделю, но так долго ждать было никак и оставалось только развести руками.
Это было грустно, печально, но в любой безвыходной ситуации всегда есть ещё как минимум два выхода, это ж известный факт.
...Если поглядеть на яндекс карты и присмотреться к трассе БАМа - там неиллюзорно нарисован такой элемент, как автодублёр БАМа. Дорога так и называется, пытливый ум без труда её найдёт при желании. Но и с ней выходило познакомиться позднее, потому как в Хабаровске не нашлось подходящего уазика в аренду на длительный срок. Арендодатели машин, узнав о цели моей поездки, единогласно отказывали в выдаче автомобиля, попутно предостерегая меня от поездки.
- Нечего вам там делать, там все пьют, а людей почти не осталось. Бросьте это занятие, езжайте лучше во Владик, там море, там красота..
- Спасибо, мне не туда.
Предприятие казалось всё интереснее, а из вариантов добраться оставался самый стабильный из наиболее стабильных видов транспорта.
Единственным неудобством было то, что поезд в нужном направлении отправлялся после пяти вечера, а на часах едва прорисовывался обед. Это время нужно было чем-то занять, помимо наблюдения за трамваями, в изобилии водившимися у вокзала.
Самое интересное и самое практичное место времяпрепровождения для скучающего транзитника в таких городах - естественно, рынок, куда я и отправился изучать местную флору и фауну.
Рынок был не столь богат морскими чудесами, как, к примеру, Южносахалинский, но всё равно вполне приветливый. Из того, что может понадобиться железнодорожному путешественнику, было сразу выбрано всё самое необходимое, а черемшу, папоротник, крабов, корюшку, лимонник и сушёную ламинарию было решено оставить на потом.
За такими приятными хлопотами на скамеечках Амурского бульвара часы пролетели незаметно, так что в начале шестого вечера я удовлетворённо разглядывал пространство вагона, в котором предстояло коротать время в пути до Вычгынына. Заселённость вагона вполне устраивала :)
Впереди предстоял путь в пока ещё неизвестность, прибытие в которую планировалось около десяти утра по местному времени.
С этим пониманием, проехав Биробиджан, я и отчалил к Морфею...