О международной ситуации в Европе до Крымской войны мы говорили уже несколько раз, но я все же хочу вставить свои 5 копеек, поговорив о вопросе, который, на моей памяти, еще не затрагивали. Итак, Священный Союз.
Созданный в результате «Тракта о Братском и Христианском союзе», заключенного в сентябре 1815 года монархами трех государств-победителей Наполеона – Австрии, России и Пруссии, он был довольно странным международным объединением. Для начала, странным был сам трактат о его заключении. Противоречивый и путаный, он часто упоминал Бога и был совсем непохож на другие международные трактаты. Собственно, поэтому специалисты международного права считают трактат обычной декларацией, а не обязательным для выполнения документом.
Суть же трактата о Священном Союзе была в следующем – подписавшие монархи должны были помогать друг другу в случае возникновения как внешних, так и внутренних проблем. Фактически Священный Союз должен был поддерживать в неприкосновенности те границы, что установились в Европе после победы над Наполеоном, и подавлять любые революции. И вот тут-то и начинается самое интересное.
Именно на борьбе с революциями Священный Союз и сосредоточился. Монархи-победители хорошо помнили, как еще недавно по всей Европе летели троны, а, порой, и головы прежних королей и курфюрстов, и повторять такое больше не хотели. Собственно, поняв это, к Союзу довольно быстро примкнули все правители Европы, кроме английского короля, Папы Римского и турецкого султана.
Для борьбы с революциями три державы периодически созывали конгрессы, на которых договаривались сообща действовать против восстания в той или иной стране. Так были подавлены революции в Испании в 1820-1823 гг., Неаполе в 1820-1821 гг. и Пьемонте в 1821. Во всех эти случаях Священный Союз санкционировал применение войск той или иной страны для подавления революции на территории соседа, невзирая на суверенитет. Так, Испанскую революцию подавляла Франция вернувшихся Бурбонов, а Неаполь с Пьемонтом – Австрия.
Однако затем во всю эту идиллию вмешались реальные политические интересы участников Союза. Выяснилось, что революции бывают разные. Как говорится, если революция у вас – то это плохо, а если у соседа – то уже не настолько. Так, Россия симпатизировала греческим повстанцам, восставшим против Турции, хоть и не помогала и даже открещивалась при Александре I. А та же Австрия об этом даже и слышать не хотела и поддерживала султана, не желая распада Османской империи.
По этой причине Союз начал трещать по швам и уже откровенно разваливался к концу 1820-х. Продлил его существование лишь новый взрыв революций.
В 1830 Бурбоны вновь потеряли трон во Франции, где власть перешла к их кузенам – Орлеанскому дому во главе с Луи-Филиппом I. А затем революция в Бельгии и восстание в Польше вновь подтолкнули Россию, Австрию и Пруссию вернуться к принципам Священного Союза. Правда, на призывы Николая I отправить во Францию войска и разнести революционеров ко всем чертям, две державы отреагировали прохладно.
Фактически, последней посмертной конвульсией Союза стало подавление российскими войсками революции в Венгрии в 1849 году. И то, среди причин интервенции было не только желание Николая не допустить распространения революционной заразы дальше, но и стремление добиться союза и поддержки Австрии. Судя по событиям Крымской войны, эта надежда не оправдалась.
Единственное крупное достижение Священного Союза – это недопущение больших европейских войн на практически 40 лет и относительный мир в Европе. Но достигалось это насильственным подавлением всех выступлений и поддержанием прежнего порядка «на штыках». В этом смысле я бы сравнил Союз, как ни странно, с советским ОВД. И там, и там подавление нежелательных восстаний силой, сворачивание радикальных реформ и поддержка существующего государственного строя штыками. Но, увы, такие объединения редко бывают долговечными. И рушат их не столько те же революции, сколько сами противоположные политические интересы участников.
Автор - Денис Леденев.
Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2