Если ресторан столкнулся с внезапным падением спроса, поддержать или восстановить уровень продаж можно с помощью доставки. Редакция «Своего дела» узнала у московских предпринимателей и экспертов, чем может помочь эта услуга и как её организовать
Почему в заведениях общепита нужно организовывать доставку
«Мы пока не видим катастрофического оттока клиентов из офлайн-точек. Но в некоторых, например в расположенной в ТЦ „Мега“, продажи упали на 70 %. Мы думаем, что их придётся прикрыть», — рассказала основательница сети кондитерских Kuzina Евгения Головкова.
Всего у компании 65 точек. Больше всего — 50 — расположено в Новосибирске. 11 находятся в Москве, две — в Якутске, по одной — в Барнауле и Томске. Московская сеть уже потеряла примерно 20 % клиентов. «Показатель варьируется. Некоторые наши кондитерские работают в районах, где много вузов и бизнес-центров. Когда университеты закрыли на карантин, а компании перевели сотрудников на хоум-офис, трафик упал на 40 %. В спальных районах этот показатель составляет 10–15 %», — поделилась предпринимательница.
На 30–90 %
упали обороты кафе и ресторанов в марте
В 3 раза
увеличилось число заявок на подключение к «Яндекс.Еда» и Delivery Club
40 % заявок
приходятся на Москву и Московскую область
Источник: письмо Федерации рестораторов и отельеров, данные из газеты «Ведомости»
Евгения надеется, что спад клиентов компенсирует доставка. По её словам, ещё несколько дней назад дистанционные заказы составляли 1,5–2 % от общего числа чеков (их количество варьируется от 250 до 300). Услугой пользовались постоянные клиенты, когда хотели заказать торт в офис или на праздник. «Но сейчас мы видим всплеск: ежедневный прирост по доставке составляет 10 %. Люди предпочитают не выходить лишний раз из дома и тестируют сервис. Пока это даёт нам мизерный доход: с шести доставок мы в среднем получаем по шесть-семь тысяч рублей в день. Но в перспективе выручка может вырасти в два-три раза», — прогнозирует Головкова.
Советы и сервисы, которые помогут организовать работу и не потерять клиентов
Способ 1. Подключиться к агрегатору
В сети Kuzina нет собственной курьерской службы. Компания работает с сервисами «Яндекс.Еда» и Delivery Club. Бывший генеральный директор компании «Яндекс.Еда» Максим Фирсов утверждает, что подключение к агрегаторам — лучший вариант для бизнеса в экстренной ситуации. «Вы можете подать заявку, и вам заведут страничку за один рабочий день», — рассказал эксперт.
Что надо сделать при подключении к агрегатору:
- Выбрать блюда, которые курьеры будут доставлять из ресторана. Для начала можно разместить сокращённое меню. Например, временно добавить в него только популярные позиции без фотографий.
- Заказать упаковку для блюд, пакеты и одноразовые приборы. Иногда всё это продают сами агрегаторы (например, такая опция есть в сервисе «Яндекс.Еда»). Для запуска доставки можно использовать тару, в которой из кафе забирают еду навынос.
- Анонсировать запуск доставки в своих соцсетях и рекламных каналах.
Плюсы доставки через агрегаторы:
- Организацией процесса полностью занимаются сотрудники сервиса. Через специальное приложение они принимает заказ, отправляют его в ресторан, назначают курьера, выдают ему сумку и организуют логистику, а также составляют регламенты.
- Оплата происходит через приложение агрегатора. Владельцу ресторана не нужно дополнительно подключать возможность рассчитываться за заказы онлайн, например через сайт.
- Дополнительный приток аудитории. Благодаря приложению агрегатора о заведении узнают новые клиенты. Не надо дополнительно вкладываться в маркетинг и привлечение пользователей.
- При форс-мажорах и конфликтных ситуациях с клиентами работает служба поддержки сервиса. Руководству ресторана не нужно нанимать отдельного менеджера или организовывать кол-центр.
Минусы доставки через агрегаторы:
- Менеджеры сервиса сами определяют район доставки. Владельцы кафе и ресторанов не могут выбирать территорию охвата.
- Большая комиссия. Официально сотрудники агрегаторов не раскрывают её размер. По словам Головковой, это около 30 % от каждого заказа. «Сейчас команда ведёт переговоры с сервисами, которые просят не процент, а фиксированную сумму. Думаем заложить этот расход в стоимость заказа и, соответственно, повысить клиентскую цену», — поделилась предпринимательница.
Способ 2. Организовать собственную доставку
Максим Фирсов уверен: создание собственной курьерской службы займёт несколько месяцев. Для этого потребуется запустить сайт с функцией приёма и оплаты заказов, найти менеджера, который будет при необходимости общаться с клиентами, нанять курьеров и подготовить для них снаряжение.
«Мы работали раньше с сервисами „Яндекс.Еда“ и Delivery Club. Но на доставку предлагали не весь ассортимент. В агрегаторах берут немаленькую комиссию — до 30 %, поэтому пользоваться их услугами для нас невыгодно. Использовали инструмент как дополнительный канал продвижения», — рассказала бренд-директор семейных кафе «АндерСон» Екатерина Гамова. Годовая выручка сети составляет 1,8–2 миллиарда рублей. За последние три дня поток клиентов снизился почти на 90 %, что стало критично для компании.
В каком бизнесе сейчас нужно организовать доставку
Чтобы сохранить клиентов, с 13 марта команда переориентировалась на доставку. Но руководство не стало расширять сотрудничество с агрегаторами, вместо этого оно экстренно организует собственную службу. Оценить расходы на запуск новой услуги представитель компании не смогла.
Что надо сделать для организации собственной службы доставки:
- Организовать приём заказов. Это можно делать по телефону или через сайт.
- Выбрать способ оплаты. Деньги могут принимать курьеры (при безналичной оплате им надо выдать терминалы), но тогда они обязаны передать клиенту чек. Ещё один вариант — подключить онлайн-оплату на сайте.
- Найти упаковку. В сети «АндерСон» планируют использовать пакеты и пластиковую упаковку для продуктов и напитков. Последняя уже используется в компании. В ней привозят еду на мероприятия, когда команда оказывает кейтеринговые услуги.
- Закупить и по возможности забрендировать партию сумок-холодильников.
- Найти курьеров. В экстренной ситуации можно привлечь официантов, барменов и менеджеров, которые сейчас уделяют меньше времени работе в зале. Эта мера позволит сохранить штат и сэкономить на найме новых сотрудников.
- Составить маршруты: прописать адреса в шаговой доступности от каждого кафе, чтобы доставлять продукцию не дольше часа.
- Написать регламенты для курьеров — время доставки, правила общения с клиентом, способы связи.
- Запустить рекламу сервиса на сайте, страницах в социальных сетях, сделать рассылку по базе гостей и подключить таргетинг.
Плюсы собственной доставки:
- Не нужно платить комиссию сторонним сервисам.
- Руководство ресторана само определяет зону и способы доставки
Минусы:
- Процесс нужно полностью организовать самостоятельно.
- Для запуска доставки нужны свободные средства — для найма курьеров, покупки оборудования.
«Мы в процессе реорганизации. У нас нет готового решения. Но мы понимаем, что выиграет тот, кто останется гибким. В такой ситуации главное — сохранить сплочённость команды, работать быстро», — поделилась представитель «АндерСона».