Приветствую вас на своем канале Persona_grata и эта статья из уже ставшей традицией рубрики авторских статей, то есть собственное видение на ту или иную научную проблему. Думаю, вам будет интересно, особенно в свете последний событий.
Вопросы взаимоотношения норм внутригосударственного и международного являются одним из самых актуальных проблем в современном правовой науке. Взаимодействие систем международного и внутригосударственного права складывается из исторической объективности первичного влияния внутригосударственного права на международное в процессе формирования его норм и последующего влияния уже существующих норм международного права на дальнейшее развитие национального законодательства и в целом на состояние права в конкретной стране.
В конституциях многих стран мира принципы и нормы международного права признаются частью национального законодательства и, как правило, международному праву отдается предпочтение в случае возникновения коллизии с ним норм внутригосударственного права. Данный подход нашел свое отражение и в отечественном законодательстве, а именно в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Данное положение Конституции вызывает много споров среди ученых. Следует отметить, что ни один международно-правовой и внутригосударственный нормативно-правовой акт не раскрывает данного понятия. Однако Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 10.10.2003 г. №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» также дал определение общепризнанным принципам и нормам международного права: «Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного».
Исходя из сказанного, можно сформулировать следующее определение общепризнанной нормы международного права – это правило поведения, регулирующее межгосударственные отношения, принимаемое и признаваемое международным сообществом, обеспечиваемое принудительной силой государств или международных организаций.
Словосочетание "общепризнанные принципы и нормы международного права" содержатся также в ст. 17, 63 и 69 Конституции. Что же такое общепризнанные принципы? Относительно этого вопроса существуют различные точки зрения. Многие раскрывает понятие «принципы» через категорию «нормы». По его мнению, «принципы международного права – это нормы наиболее общего характера». Другие дают понятие «универсальной нормы международного права», под которой понимают норму, «регулирующую отношения, объект которых представляет всеобщий интерес, и признанные подавляющим большинством или всеми государствами».
Принцип суверенного равенства государств оставляет за государством право не признавать какую-либо общепризнанную норму. Но при этом данное государство должно четко обозначить свою позицию относительно той или иной нормы. Если же государство будет вести себя пассивно, то это будет означать признание этим государством нормы. Помимо общепризнанных норм и принципов статья 15 Конституции также упоминает о международных договорах РФ, которые обладают приоритетом по отношению к законам РФ, т. е. в случае расхождения внутригосударственного акта с международным договором, национальная норма не применяется, но это не делает её недействительной.
Несомненно, что ныне, утверждая концепцию примата международного права в международных отношениях, отнюдь не имеют в виду подчинить внутригосударственную сферу международному праву с тем, чтобы вернуться к теории международно-правового монизма. Речь идет о принципиально новой роли международного права в условиях взаимозависимого, во многом целостного мира в процессе регулирования межгосударственных отношений, ядром которых выступает признание общечеловеческих ценностей. Рассматриваемая концепция означает незыблемость принципа соблюдения международных обязательств, преимущественное значение норм международного права как гарантии мира, стабильности, развития многопланового взаимовыгодного сотрудничества.
Таким образом, следует говорить о приоритете применения договорных норм, а не об их примате. С другой стороны, нецелесообразно рассуждать о примате международного договора над национальным законом. Механизм взаимодействия этих источников права представляется несколько иным. Суть этого механизма заключается в первоочередности применения правил, т.е. в первую очередь должны применяться правила международного договора».
На сегодняшний день в правовой науке среди ученых нет единого мнения в вопросе соотношения норм международного и национального права, т.е. какой из этих институтов должен иметь приоритет по отношению к другому. Норма п. 4 ст. 15 Конституции РФ распространяет свое действие не только на государственные органы, юридических лиц и граждан, но и на деятельность судов РФ. Также это прямо предусмотрено в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», где в статье 3 говорится о том, что единство судебной системы РФ обеспечивается применением всеми судами РФ общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ.
Данное положение распространяется также и на деятельность Конституционного суда РФ. При рассмотрении вопроса, в частности о соответствии международного договора Конституции РФ Конституционный Суда РФ, можно сказать, решает вопрос, о том, станут ли частью российского права нормы того или иного международного договора, а значит, и вопрос, будут ли применяться эти норм для урегулирования существующих тех или иных отношений. Разрешение данных вопросов будет касаться интересов каждого гражданина. Именно поэтому ст. 78 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» предусматривает обязательность опубликования решений Конституционного Суда в официальных изданиях органов государственной власти России.
Следовательно, Конституционный Суд РФ обладает возможностью препятствовать проникновению в национальную правовую систему России международных договоров, противоречащих основам ее права. Наличие данной функции у Конституционного Суда РФ свидетельствует о том, что правовая система Российской Федерации не является абсолютно открытой для влияния международного права. Для того чтобы попасть в эту систему, международный договор должен пройти внутригосударственные фильтры, роль которого и выполняет Конституционный Суд РФ.
Подводя итог, можно сказать о роли Конституционного Суда РФ при осуществлении судебного контроля не вступивших в силу международных договоров. Роль Конституционного Суда РФ в процессе реализации норм международных соглашений в Российской Федерации состоит в том, что он, обосновывая свое решение по конкретному вопросу положениями договора, указывает другим органам государственной власти, какими международными нормами они могут и должны руководствоваться в своей деятельности. Ведь, несмотря на то что эти решения не являются прецедентами и нормативно-правовыми актами, им присуща материально правовая сила закона. Конституционный контроль в нынешних условиях должен выступать как важное средство для точного и последовательного проведения в жизнь принципов и норм Конституции РФ, усиления ее значения как акта высшей юридической силы в целях повышения уровня эффективности конституционной законности, следовательно, и права в целом.