Известный британский исследователь истории пожарного дела Д.Д.Смит писал, что применение пожарной автомобильной лестницы увеличило мобильность среднего пожарного как минимум в двенадцать раз. Есть все основания полагать, что мистер Смит категорически прав, поскольку пожарная машина с лестницей стала непременным атрибутом даже самого скромного пожарного гарнизона.
Принимая во внимание прогрессирующий рост этажности, как жилой, так и офисной застройки, важность этого технического средства в деле борьбы с огненной стихией трудно переоценить и его роль в обозримом будущем будет только возрастать.
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Ручная лестница, как непременный атрибут пожарной команды известна с самых ранних времен становления пожарного дела как такового. Однако у ручной лестницы есть очень важный недостаток – это ограниченная досягаемость по высоте.
Скажем, даже такой технологичный инструмент как ручная трехколенная выдвижная лестница имеет максимальную длину порядка десяти с половиной метров, однако и вес такого изделия, на минуточку, около 45 килограмм. Понятно, что дальнейшее увеличение высоты невозможно, поскольку и вес будет неподъемным и безопасность использования такого изделия будет под большим вопросом.
В эпоху использования пароконных линеек максимальная длина возимого комплекта лестниц составляла 24 метра. Немало, однако, время приведения ее в боевое состояние было так же немалым, да и возможности оперативного маневра были крайне низкими.
Изобретение автомобиля как несущей платформы предоставила конструкторской мысли широчайшие возможности для технической реализации в виде мобильного, широкоуниверсального и порой просто незаменимого средства как в деле тушения сложных пожаров, так и спасения людей из огненного плена.
РАЗ ДОЩЕЧКА, ДВА ДОЩЕЧКА – БУДЕТ ЛЕСЕНКА
Слова из этого широко известного детского музыкального произведения времен развитого социализма ни коим образом нельзя отнести к конструкции лестницы на пожарных машинах.
Классическая автомобильная лестница состоит из:
- Автомобильного шасси достаточных габаритов, грузоподъемности и проходимости со смонтированным опорным устройством, так называемым «воротником» для расположения конструкции в транспортном положении.
- Опорного основания, на профессиональном сленге – седла, и подъемно-поворотного основания-карусели, которые обеспечивают удержание, подъем и поворот конструкции.
- Силовой установки и гидросистемы, которые обеспечивают создание и передачу разновекторных усилий при работе агрегата.
- Механизма выдвигания и сдвигания стрелы и систем фиксации колен при различном вылете.
- Электрооборудования и систем управления, контроля и блокировки силовых электрических цепей
- Непосредственно стрелы, состоящей из комплекта колен, взаимосвязанных между собой как механически, так и гидравлическими механизмами, электрическими цепями, системами контроля, управления и безопасности.
СТРЕЛА, КАК МНОГО В ЭТОМ СЛОВЕ
Одним из основных элементов конструкции, по сути, ее рабочим органом является непосредственно стрела. Она состоит из четырех, пяти, шести или семи колен, что напрямую обуславливает максимальную досягаемость изделия по высоте.
Секции соединены между собой посредством открытого ферменного телескопа, названия достаточно мудреного, однако на практике означающего наличие двух мощных боковых ферм, состоящей из тетивы сложного профиля в нижней части и верхнего пояса, расшитого силовым набором – раскосами и стойками.
Боковые фермы в горизонтальной проекции соединены между собой открытыми ступенями. Вся конструкция выполнена из высоколегированной низкоуглеродистой стали.
Стрелы высотных автолестниц в штатном порядке оснащаются лифтом, который представляет собой жесткую решетчатую капсулу, предназначенную для быстрого подъема на высоту боевых расчетов, оборудования и эвакуации вниз потерпевших. Силовым приводом лифта выступает тросовая лебедка, которая перемещает лифт по роликовым направляющим верхнего пояса. На случай нештатных ситуаций, связанных с обрывом троса лифт оборудован системой инерционного торможения, в профессиональном сленге – парашютом.
При ускорении в результате обрыва, под силой собственного веса проворачиваются радиальные эксцентрики, которые входят в соприкосновение с направляющей и обеспечивают замедление и полную остановку капсулы.
На вершине первого колена лестницы может монтироваться съемный лафетный ствол, имеющий дистанционное управление, которое может быть ручным, с передачей усилия посредством тросов и системы блоков или электрифицированный, когда человека заменяет набор электрических механизмов и сервоприводов.
В качестве опции вершину может также венчать статичный коллектор, в профессиональной среде, называемый «гребенка». В паре с пеногенератором он может использоваться для создания пенной завесы. В этом случае автолестница берет на себя роль классического пеноподъемника.
Интересно знать! Еще одним опционом может служить подвесная люлька, в большинстве случаев двухместная. При такой конфигурации автолестница приобретает свойства типичного коленчатого подъемника.
ВСЕ ВЫШЕ И ВЫШЕ И ВЫШЕ
На дилетантский вопрос, до какого этажа достает лестница пожарной машины, и от каких параметров зависит длина лестницы пожарной машины, ответ может дать типовая отечественная классификация, принятая и утвержденная для этого вида пожарного оборудования нормативной документацией.
- АЛ-10-15
- АЛ-16-20
- АЛ-21-25
- АЛ-26-31
- АЛ-32-40
- АЛ-41-52
- Ал-53-60
- 10-15
- 16-20
- 21-25
- 26-31
- 32-40
- 41-52
- 53-60
Необходимо отметить, что грузоподъёмность не прислоненной лестницы на максимальном вылете на свободном конце составляет порядка 300 кг. Номинальная грузоподъемность лифта порядка 200 кг.
ЛЕСТНИЦА ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Теперь стоит рассмотреть, для выполнения каких работ предназначена машина пожарная с лестницей.
- Доставка боевых расчетов и оборудования на высотные здания и сооружения.
- Эвакуация людей из зоны пожара или задымления, в том числе с помощью эластичного секционного спасательного рукава типа РС-С. Применение рукава позволяет осуществлять спуск людей не способных к самостоятельному передвижению.
- Использование как высотной площадки для работы лафетного ствола, в том числе и управляемого дистанционно.
- Использование как высотного пеноподавателя в связке с пеногенератором типа ГПС-600 при создании вертикальной пенной завесы.
- Оснащение лестницы светильниками и ее эксплуатация в темное время суток в качестве вышки высотного освещения.
- Наблюдение и координация работы пожарных расчетов с вышки, как высотного командного пункта или пункта наблюдения при локализации и ликвидации масштабных пожаров на большой площади или в сложных условиях.
- Работа сложенной стрелой в качестве подъемного крана при перемещении и поднятии габаритных и тяжелых предметов.
Габариты пожарной машины с лестницей напрямую зависят от класса подъемного механизма и применяемого автомобильного шасси, как носителя. Можно рассмотреть габариты такой машины на примере наиболее распространенного в пожарно спасательных подразделениях страны изделия типа автолестница пожарная АЛ-30 /131/ ПМ-506.
В качестве шасси используется трехосный автомобиль повышенной проходимости ЗиЛ-131:
- Полная масса в снаряженном состоянии 10185 кг.
- Длина в транспортном положении 11000 мм
- Ширина в транспортном положении 2500 мм
- Высота в транспортном положении 3200 мм
Такая пожарная машина, длина лестницы которой укладывается в указанные габариты, обеспечивает вертикальную досягаемость по высоте 30 метров, с полезной нагрузкой на окончание первого колена не прислоненной лестницы в 160 кг.
ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ
Как можно уяснить из приведенной выше таблицы отечественный производитель с трудом закрывает лишь некоторые позиции в сегменте автомобильных пожарных лестниц. В категории свыше 60 метров безраздельно властвуют зарубежные гранды, производители пожарной и спасательной техники с многолетней историей и потрясающим опытом инновационного конструирования.
В крупных мегаполисах высотная застройка давно шагнула на высоты далеко за 60 метров и необходимость в наличии именно техники сверхвысотного сегмента становится первостепенной задачей. Основная проблема сверхвысотных конструкций это их устойчивость, как статическая, так и динамическая.
Именно поэтому, большинство зарубежных серьезных производителей использует пневматическую и гидропневматическую подвеску с возможностью пространственной корректировки и выравнивания установки по горизонту. В то же время в ряде отечественных конструкций для увеличения жесткости шасси при работе лестницы используется такой анахронизм как выключатель рессор.
Основой европейского парка специальных пожарных машин, в том числе автомобильных лестниц является продукция таких фирм как Магирус, Метц, Циглер, Розенбауэр, Камива, Бронто Лифт.
Цена такого оборудования высока, однако оно служит не один год и способно выполнять такие работы, какие способна теоретически обосновать не каждая ведомственная инструкция.
Кроме высокой цены существенной преградой, помимо целого ряда объективных факторов, выступает их сложность и невозможность проведения даже текущего ремонта своими руками, для проведения качественного сервиса справедливо подразумевается наличие достаточной технической базы.
БЕЗОПАСНОСТЬ РАБОТ И ОХРАНА ТРУДА
Требования к пожарным автолестницам на настоящий момент изложены в ГОСТ Р 52284-2004 «Автолестницы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний.»
Согласно этому документу, с периодичностью не менее одного раза в месяц проводится осмотр и работоспособность ловителей кабины лифта. При наличии грузозахватных приспособлений производится лицом ответственным за их эксплуатацию, на основании временного регламента.
Результаты проверки ловителей кабины лифта и осмотра вспомогательных грузозахватных приспособлений оформляются актом, на основании действия Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 декабря 2014 г. N 1100н Об утверждении «Правил по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы».
Стоит остановиться на основных принципах безопасной эксплуатации автомобильных пожарных лестниц:
- При работе лестницы в боевом положении автомобиль должен быть зафиксирован исправным стояночным тормозом.
- В темное время суток должно быть включено рабочее освещение механизма и подсветка вспомогательных устройств.
- При кратковременных перерывах в работе двигатель должен оставаться включенным, гидронасос запитывать гидросистему номинальным давлением.
- При работе с люлькой заблаговременно проверить работоспособность двусторонней громкоговорящей связи.
- Строго согласовывать и выполнять команды оператора главного пульта управления, находящегося на платформе.
- Выдавать лестницу с превышением 100-150 см. над обрезом парапета, ограждения кровли и прочего.
- Постоянно отслеживать отсутствие просаживания опорных лап в грунт.
- При выдвижении колен лестницы контролировать их остановку и посадку на замыкатели.
Более полно и наглядно ознакомиться с устройством, применением и обслуживанием автомобильных пожарных лестниц можно на видео в этой статье
Читать дальше....