Несмотря на обманчивое ощущение, что сегодня все основные геополитические силы сосредоточены на Ближнем Востоке, нефтяной войне между крупнейшими добывающими государствами и выводе американских войск из Афганистана, Центральная Азия все-равно была, есть и будет одним из плацдармов, где США различными методами пытаются укрепить свое влияние . Делается это из различных интересов. Можно сказать, что, проиграв в Афганистане и в Сирии, начав торговую войну с Китаем, в Штатах вспомнили о Центральной Азии, которая ранее отошла на второй план в глазах американских политиков. Пожалуй, самой важной причиной здесь является Китай, активно развивающий свое присутствие во всех странах региона для продвижения своей главной экономической инициативы – «Один пояс и один путь». Выходит так, что Центральная Азия оказывается между двух крупных жерновов, каждый из которых пытается перемолоть и выдавить противника. Методы у конкурентов самые разнообразные: от экономического и финансового закабаливания самых значимых предприятий стран региона, до тонкой политической игры. Одним из таких политических методов является придуманный американцами политический формат «Центральная Азия и США (С5+1)».
Формат зародился еще при предыдущем президенте Соединенных Штатов. В 2015-м в Самарканде были проведены первые переговоры между главами государств. На следующий год госсекретарь США Джон Керри принимал центральноазиатских представителей уже в Америке. На повестке тогда стояли вопросы региональной безопасности, ситуация в граничащем с Центральной Азией Афганистане, борьба с терроризмом. Для большего вовлечения в проект американцы пообещали усилить экономическое сотрудничество и увеличить инвестиции.
Особого успеха тогда достичь не удалось, так как методы, применяемые американской администрацией, за исключением финансовой помощи, оказались неэффективными. Не брались в расчет ни долгая интеграция с российским миром во времена вхождения в СССР, ни достаточная светскость центральноазиатских стран, проявляющаяся в настороженности по отношении к избыточному мусульманскому влиянию, на которое делало большую ставку руководство США.
Однако, время шло, сменился хозяин Белого дома, который для осуществления своих амбициозных проектов по вытягиванию Америки из затянувшейся, и, можно сказать, проигранной ими войны, вспомнил о формате «С5+1». Для стабилизации ухудшающейся ситуации Вашингтону нужна помощь соседних государств. Нужны были те, кто поможет развить инфраструктуру в Афганистане, решить вопросы экономической помощи раздираемой гражданской войной стране.
Таким образом, Афганистан сразу приобрел довольно ключевое место в основной тематике «С5+1». В ЦА потянулись различные американские политики и принялись убеждать в выгоде грандиозного экономического плана по «спасению» Афганистана. При этом довольно тонко играя на таких струнах как инвестирование и ссуды, американцы начали постепенно отягощать центральноазиатские страны долговыми обязательствами, для выхода из которых в последствие кредитор предложит взять на себя куда более дорогостоящие проекты по обеспечению стабильности в Афганистане. При этом, такие проекты скорее всего будут поданы как отличная возможность заработать на восстановлении афганской экономики. Крайне сомнительно, что у таких проектов будут показываться негативные стороны - отпугивать руководства центральноазиатских республик никак нельзя. Хотя видится достаточно маловероятным и то, что у них будет возможность отказаться.
Стоит понимать, что США вряд ли захочет потерять также и рычаги воздействия на сам Афганистан, и скорее всего способность влиять на афганскую политику будет осуществляться через республики. Поразмыслив над подобными перспективами, можно понять, что они с высокой долей вероятности станут бременем для Узбекистана и Казахстана, наиболее подходящими на роль трансфера американской политики в Афганистан за счет большей развитости как вооруженных сил, так и экономики в целом.
Развертывая свою деятельность в Центральной Азии в формате «С5+1», Соединенный Штаты активно поддерживают ее через оппозиционные СМИ и различные неправительственные организации прозападной направленности. Одновременно все больше принимают участие в воздействие на общественность такие пресловутые организации как Британский Совет, USAID, GIZ, OCCRP и др. Принцип выглядит достаточно ясно и заключается в том, чтобы существенно ограничивать дальнейшие контакты с традиционным партнером центральноазиатских стран – Россией. Впоследствии, таким же образом можно разрушить и установившиеся и проверенные временем связи в различных областях, возникшие еще в советское время.
Крепкие партнерские отношения между самими государствами вряд ли устроят Соединенные Штаты, поскольку, в менее централизованном регионе гораздо проще проводить выгодные для себя проекты.
Самым ясным остается тот факт, что на данном этапе Центральная Азия не представляет интереса с экономической точки зрения, а так как Штаты не «входят» в политику ни одной страны просто так, вся инициатива «С5+1» является изначально чисто политической. Насколько «выгодным» это может оказаться для центральноазиатского региона? К этому вопросу стоит подходить критически и с высокой долей скептицизма.