Найти тему

5 составляющих авторитета. Стань героем для ребенка

В этой статье мы поднимем крайне важную и необходимую тему для родителей — «Авторитет».

Он помогает нам построить свою жизнь и жизнь своего ребенка, выстроить наши с ним отношения на достаточно большом уровне гармонии. Авторитет, по моему мнению, — это ёмкое и собирательное понятие, поэтому в этой статье попробуем разложить его на составные части. Понятно, что вообще тему «авторитета» и «авторитетов» можно рассматривать с разных углов, разбирать много частных моментов и примеров, кроме того, существует много заблуждений и ошибок, связанных с ним, об этом мы обязательно будем еще говорить в других статьях.

А «сначала порежем слона на части». А потом уже определим это понятие.

Для чего нужен авторитет? Что же он нам (родителям или просто взрослым) дает? Почему стоит предпринять действия, чтобы он появился, был и поддерживался?

  • Авторитет очень важен в ситуациях, связанных с безопасностью

Если мы не являемся авторитетом для наших детей, то наши сообщения им не являются поводом для действия. Не являются даже поводом для обдумывания. Если авторитет потерян, то даже если вы говорите ребенку «Стой, надо сделать так-то...», он может просто сделать наоборот, и это влияет на его безопасность.

Помните известную детскую сказку, когда мальчик звал волков, звал сначала в шутку, потом второй раз в шутку — люди выбегали. А на третий раз никто не выбежал, а волки на самом деле были. Точно так же и с безопасностью. Если мы не поддерживаем постоянно свою авторитетность для ребенка и не поддерживаем то, чтобы ребенок понимал и принимал, что наша точка зрения (не обязательно верная) имеет место быть в его жизни, то в ситуациях, связанных с безопасностью, ребенок может пострадать. Он должен понимать, что вас важно по крайней мере выслушать, а в определенных ситуациях беспрекословно выполнить сказанное.

-2

  • Наш авторитет — это гарантия ребенку вашей поддержки

Если у нас есть определенный наработанный авторитет, если ребенок готов нас слушать, то мы можем оказать ему любую поддержку. Мы можем сделать так, чтобы он мог добиваться своих целей, своих мечт, своих намерений, воспользовавшись нашей помощью и поддержкой, если пожелает. Если же авторитета нет, то он и не придет к нам с вопросом или просьбой. Мы не сможем использовать весь свой наработанный жизненный опыт, чтобы помочь своему любимому ребенку.

Иногда мы можем наблюдать такой интересный эффект: мы хотим ему помочь, он эту помощь не воспринимает. Мы начинаем оказывать помощь «насильно». В этот момент авторитет просто начинает сходить «на нет», а у ребенка включается защита на наши воздействия.

И тогда вообще может начаться противостояние, которое приводит к тому, что у детей появляются серьезные проблемы во взаимоотношениях с родителями. Я думаю, что многие из вас могут вспомнить свои неразрешенные конфликты с родителями и понять, о чем я говорю. Потому что и сейчас, когда мы сами уже родители, при общении со своими родителями, когда затрагивается какая-то цепляющая ситуация из детства, то, даже если ты головой понимаешь, что надо со своими родителями общаться культурно, в вас поднимается весь возможный негатив, и дальнейший разговор становится невозможным.

  • Авторитет становится еще более актуальным, когда мы задаемся вопросом о том, хотим ли мы научить чему-то своих детей, хотим ли мы помочь обучаться, понимать новые понятия, брать новые мысли

Успехи в обучении, если у вас есть авторитет, — это одно. Если его нет, то просто предлагаю задуматься над следующей штукой: в жизни ребенку всё равно придется чему-то учиться, что-то жизнь ему приготовила. И тут встает вопрос: хотите ли вы, чтобы он это сделал более мягким и легким способом с вашей поддержкой и помощью, или чтобы жизнь научила его своими способами, теми, которыми она умеет учить? Я думаю, каждый из вас сможет вспомнить с десяток таких способов, когда жизнь учила вас «на грани»: на грани болезней, на грани жизни и смерти, потому что какой-то урок необходимо преподать так, чтобы урок взяли.

-3
  • Авторитет влияет на атмосферу в семье

Тут есть два аспекта. Во-первых, если он есть, атмосфера сама по себе более гармоничная, потому что авторитет, как мы будем потом говорить, — залог спокойного взаимодействия всех членов семьи. Здесь я говорю только о «раскачке» по эмоциям. И второй аспект: само по себе создание авторитета базируется на взаимоуважении и на взаимном доверии, что создает такую атмосферу, к которой стремятся многие. Поэтому, создавая свой авторитет, вы таким образом в любом случае укрепите семью и создадите ту атмосферу, в которой действительно приятно и гармонично жить всем членам семьи.

  • Авторитет помогает в самореализации, причем самореализации каждого члена семьи

Он помогает реализовываться детям с вашей помощью. И он помогает реализовываться вам с помощью детей. Потому что именно в этом взаимодействии, именно в этом обучении друг друга, помощи друг другу вы можете прийти к чему-то новому совместно. И важно, что именно в ситуациях реализации и продолжает нарабатываться авторитет.

-4

Так что же такое «авторитет»?

Я позволил себе сделать собственное определение. И это не то определение в привычном понимании, мое определение — составное: из чего же складывается авторитет.

В первую очередь, это — доверие. Если мы доверяем друг другу, если мы готовы принять точку зрения другого человека, услышать, пустить его в собственный мир — это значит, что у нас достаточно близкие отношения, и мы можем двигаться рядом. Соответственно, без доверия самого понятия авторитета быть не может, без доверия мы не можем помочь своему ребенку.

Доверие может разрушиться, если кто-то нас обманул. В нашей с вами, родительской ситуации за этим тоже необходимо очень тщательно следить, потому что ребенок может обмануть случайно или ребенок может проверять границы. Соответственно, не стоит рубить топором то, что потом не сможете сшить, не разобравшись в ситуации. И нам, родителям, тоже важно держать слово, данное ребенку. Разрушится доверие — разрушится и авторитет. Поэтому доверие — это базовое понятие авторитета.

Второе — это готовность что-либо совместно делать с ребенком. Очень часто наше эго мешает нам вместе с ребенком сесть и начать делать что-либо, чего мы сами не знаем и никогда не делали, или это смешно, или это глупо на наш взгляд и т. п. Или находятся другие отговорки: у нас на это нет времени, нет сил. Совместное же делание с ребенком, неважно, какой результат оно принесет, позволяет создавать авторитет. Помните про реализацию? Это как раз про нее. Готовность делать и совместное действие с ребенком создают и укрепляют созданный авторитет.

Следующая составляющая в понятии «авторитет» — это партнерская позиция, т. е. быть на равных. Ведь взрослый от ребенка отличается чем? Размером и количеством опыта. Поэтому если мы не встаем в позицию «над», если мы не указываем всё время, что делать, то мы находимся в позиции партнерства. Мы берем намерение свое, берем намерение ребенка и стараемся его по-настоящему увидеть, и в этот момент партнерство состоится.

Если же мы всё время видим только свое намерение, например, «я хочу, чтобы ребенок это», «я хочу, чтобы ребенок то», «я хочу, чтоб ты сейчас сделал это», и не спрашиваем, а чего в этот момент хочет ребенок, то мы разрушаем свой собственный авторитет, потому что у ребенка есть свои желания, свои намерения. И если мы ему не даем их ему реализовывать, значит, мы мешаем.

-5

И последнее, четвертое понятие, которое входит в состав «авторитет» — это постоянный вопрос самому себе на изучение: что мы можем нового узнать, что мы можем нового почерпнуть в этом взаимодействии? Что мы можем нового изучить, попробовать? И вообще, желание новизны, желание разнообразия. Создание разнообразия позволяет быть более авторитетным, потому что оно «поглощает» чувство страха, чувство стыда, ущемленную гордость. Таким образом мы, создавая эту новизну вокруг себя, постоянно создаем для ребенка и для себя что-то интересненькое, постоянно поддерживая интерес друг к другу и совместной деятельности.

Итак, давайте попробуем составить всё это вместе.

ДОВЕРИЕ + ГОТОВНОСТЬ действовать вместе + НАХОЖДЕНИЕ в ПАРТНЕРСКОЙ ПОЗИЦИИ и СОЗДАНИЕ НОВИЗНЫ делают понятие АВТОРИТЕТ реальным.

Создает наш авторитет, который базируется на чем-то реальном и на чем-то практическом, а не на силе, не на других каких-то категориях.

И еще хочется привести 2 антиопределения понятия «авторитет», и чего быть не должно.

Подумайте о следующих понятиях: что такое ОЖИДАНИЕ и что такое ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ. Это — два «креста» на понятии «авторитет». Если они появляются в большом объеме в семье, то авторитет стремительно падает вниз. У меня уже есть статья на эту тему, можете почитать.

Итак, я вам изложил свое определение понятия «авторитет». И хотел бы услышать вашу точку зрения. Что такое для вас авторитет? Как он создается? И для чего он нужен?