Найти тему
Полит-НН.Ру

Так устроим же себе домашний фестиваль итальянского кино!

По-прежнему плохие вести из Италии. Проклятый вирус всё ещё агрессивен, самая тяжёлая обстановка в Милане и Бергамо. Но наблюдатели отмечают, что изобретательные жители этих двух замечательных городов не хотят сдаваться на милость обстоятельств, поддаваться панике и страху, и, как могут, демонстрируют солидарность.

К примеру, в назначенный час обитатели того или иного квартала выходят на балконы\лоджии, высовываются в окна и устраивают праздники лёгкого безумия: шумят, стучат по разным посудинам, выкрикивают друг другу слова поддержки, транслируют шутки, а заканчивается всё импровизированным концертом. В нём участвуют все, у кого есть какие-то инструменты. Присоединяются и профессионалы.

Это не жесты отчаяния, а пример сильной, адекватной человеческой реакции.

Можно и нужно, как мне кажется, поддержать, пусть и дистанционно, жизнелюбивых и артистичных ломбардцев, принявших на себя самый сильный удар гнусной эпидемии.

Так устроим же самим себе ДОМАШНИЙ ФЕСТИВАЛЬ ИТАЛЬЯНСКОГО КИНО (благо что времени у нас теперь достаточно, а фильмы практически любые, всех времён - и в замечательном качестве - в лёгком доступе)!

К тому же дополнительных информповодов более, чем достаточно.

Как мы помним, продолжается год ФЕДЕРИКО ФЕЛЛИНИ: в январе этого, так невесело начавшегося 2020-го, несравненному маэстро исполнилось бы 100 лет.

16 марта такую же юбилейную дату отмечали многочисленные поклонники ТОНИНО ГУЭРРА, друга и соавтора Феллини; удивительного писателя, сценариста, работавшего в большом кино 50 лет.

Ну, и наконец, месяц назад была ещё одна круглая дата: 60 ЛЕТ СО ДНЯ ПРЕМЬЕРЫ одного из самых выдающихся фильмов 2-й половины 20-го века, «LA DOLCE VITA". «СЛАДКАЯ ЖИЗНЬ» (точнее - «Сладость жизни») завоевала «Золотую пальмовую ветвь» Канн и ещё 57 более скромных призов. Феллини на полном серьёзе хотел дать своему шедевру развёрнутое название - «Несмотря ни на что, жизнь имеет глубокую таинственную прелесть» (увы, продюсеры и прокатчики были категорически против)…Жаль, что не удалось сохранить этот вариант названия, согласитесь: звучит сейчас как девиз…

Что же касается программы нашего фестиваля, то она может быть поистине безграничной: к примеру, как обойтись без трёх совместных работ ФЕЛЛИНИ - ГУЭРРА: «Амаркорд» (1973), «И корабль плывёт» (1983), «Джинджер и Фред» (1985)?

Ну, а классические картины Р.Росселини, Л.Висконти, М.Антониони, В.де Сика, П-П.Пазолини, Б.Бертолуччи, Э.Скола, П.Джерми, М.Моничелли, М.Болоньини, Л.Вертмюллер, Л.Кавани, Д.Дамиани, М.Феррери, Ф.Рози, братьев Тавиани? Нельзя же без них…

Конечно же, захочется вспомнить и выдающиеся актёрские образы, созданные А.Маньяни, Тото, Д.Лолобриджидой, М.Мастроянни, Д.Мазиной, С.Лорен, М.Витти, У.Тоньяцци, Н.Манфреди, К.Кардинале, С.Сандрелли, В.Гассманом,О.Мути, Р.Валлоне.

«Это всё музей»,- скажет иной наш придирчивый оппонент, а не фестиваль. Ну, festum, напомним, по латыни означает «праздник», а как же последний может обойтись без настоящего искусства? К тому же подлинный музей обычно интереснее многих суперсовременных выставок. Поэтому–то, видимо, на последнем Каннском фестивале (май- 2019) фурор произвела документальная картина (на архивном\«музейном» материале) "Страсти Анны Маньяни", а на фестивале в Болонье (июнь- 2019) - восстановленная лента "Дневник режиссера", которую Феллини снимал «про себя» для американского ТВ в конце 1960-х, во время работы над «Сатириконом».

Но без ДНЯ СЕГОДНЯШНЕГО\мягче, "недавнешнего", конечно же, нам не обойтись, как и всей Европе, кинематографическая карта которой без Италии по-прежнему теряет свои чёткие очертания... Пусть великие времена и безвозвратно прошли…

Назовём только ТРЁХ ПОСТАНОВЩИКОВ, вполне достойных продолжить вышеупомянутые списки великих.

На 1-й позиции, конечно, П.СОРРЕНТИНО. Его картины «Великая красота» (2013) и «Молодость» (2015) собрали рекордный урожай наград, а сериалы «Молодой Папа (2017) и «Новый Папа» (2019) стали мировыми бестселлерами.

Где-то «неподалёку» и Д.ТОРНАТОРЕ, талантливый рассказчик, умеющий находить истинную поэзию в традиционных сюжетах. Его лирический детектив «Лучшее предложение» (2012) стал событием.

В тройке, конечно, и М.ГАРРОНЕ, автор «нового натурализма» («Гоморра», 2008; «Догмэн», 2018). Этот режиссёр способен, впрочем, ярко работать в самых разных жанрах и стилях - «Страшные сказки»(2015), «Пиноккио» (2019).

Не стоит забывать и чрезвычайно одарённого документалиста Д.РОЗИ, выигравшего в 2013 г. фестиваль в Венеции со своей лентой «Священная римская кольцевая».

…Короче, наш заочный кинофорум начинается. Подлинное кино, если и не способно впрямую победить мерзкую опасность, но отвлечь нас от грустных мыслей, настроить на боевой\творческий лад - вполне!

Александр Блудышев