Найти в Дзене
Sarabi_khv

Впечатление от антиутопической вселенной "Рассказ служанки"

Nolite te bastardes carborundorum/Не дай ублюдкам тебя достать "Рассказ служанки" - история о мире, в котором не хотелось бы оказаться, особенно будучи женщиной. Антиутопичный Галаад, созданный Маргарет Этвуд на месте США - тоталитарное государство, в котором каждая представительница женского пола должна знать свое место. Тускло-зеленые Марфы хлопочут по хозяйству; пепельно-голубые Жены Командоров вяжут, занимаются садом и воспитывают белоснежных дочерей, которых им рожают кроваво-красные служанки. Служанки не имеют права владеть собственностью, они сами-собственность,с которой хозяева в праве обращаться так, как посчитают нужным. Забота о своей внешности, чтение, письмо, разговоры о прошлом и любовь для девушек под запретом. Их прежние имена словно заклятья, бережно хранимые в недрах памяти,тонкие путеводные ниточки к былой жизни, больше нельзя произносить. Теперь они Фредова, Гленова, Уорренова - знак принадлежности тому или иному хозяину. Белые чепцы-шоры прячут служанок от внеш
Промо фото для сериала 2017 года по произведению Маргарет Этвуд
Промо фото для сериала 2017 года по произведению Маргарет Этвуд

Nolite te bastardes carborundorum/Не дай ублюдкам тебя достать

"Рассказ служанки" - история о мире, в котором не хотелось бы оказаться, особенно будучи женщиной. Антиутопичный Галаад, созданный Маргарет Этвуд на месте США - тоталитарное государство, в котором каждая представительница женского пола должна знать свое место. Тускло-зеленые Марфы хлопочут по хозяйству; пепельно-голубые Жены Командоров вяжут, занимаются садом и воспитывают белоснежных дочерей, которых им рожают кроваво-красные служанки. Служанки не имеют права владеть собственностью, они сами-собственность,с которой хозяева в праве обращаться так, как посчитают нужным. Забота о своей внешности, чтение, письмо, разговоры о прошлом и любовь для девушек под запретом. Их прежние имена словно заклятья, бережно хранимые в недрах памяти,тонкие путеводные ниточки к былой жизни, больше нельзя произносить. Теперь они Фредова, Гленова, Уорренова - знак принадлежности тому или иному хозяину. Белые чепцы-шоры прячут служанок от внешнего мира, ограничивают обзор, лишают свободы. Все самое важное и сокровенное хранится в мыслях и произносится только шепотом.

Кадр из экранизации 2017 года
Кадр из экранизации 2017 года

Главная ценность нового общества -плодиться и размножаться. Ведь после произошедших экологических катастроф фертильных женщин можно пересчитать по пальцам, а шанс родить здорового ребёнка равен одному к четырем. После нескольких неудачных попыток зачать женщин, бесполезных для общества, отправляют в колонии для работы с токсичными отходами. Ад феминисток, должно быть, выглядит именно так. Пресловутая американская толерантность канула в Лету - афроамериканцев массово переселяют, гендерных изменников подвергают смертной казни. Процветает тоталитаризм, теократия, антисемитизм. Прикрываясь строками священного писания, трактуя их буквально и изощренно, правительство Галаада лепит дивный новый мир, ломая судьбы.

Кадр из экранизации 1989 года
Кадр из экранизации 1989 года
"Простите, что в этой истории столько боли. Простите, что она обрывочна, словно тело, пойманное в перекрестный обстрел или силой разодранное. Я ничего не могу поделать. Я пыталась вставлять хорошее. Цветы, например:где бы мы были без них?"
Маргарет Этвуд "Рассказ служанки"

Читая, каждой клеточкой чувствуешь насколько сокровенное доверяет тебе главная героиня. История о выживании. Настоящие события перемежаются с воспоминаниями о прошлом, которые затягивают ее, будто течение реки, унося из обрыдлой действительности. Сочные терпкие фразы, которые хочется смаковать, и внимание к деталям органично сочетаются с жестким языком книги, похожим на отрезвляющую пощечину; уравновешивают друг друга. Цветы на шторах, ковер грибного цвета, дымящаяся ванная с горячей водой, биение сердца, блеклый голос - видишь, слышишь, чувствуешь всё, что происходит отчетливо. Мы так и не узнаем подлинное имя Фредовой, хотя в экранизации 1989 года ее зовут Кейт, а в сериале 2017 - Джун.

Иллюстрация к книге авторов Anna and Elena Balbusso
Иллюстрация к книге авторов Anna and Elena Balbusso

Немецкий полнометражный фильм не произвел на меня впечатления. Во многом благодаря неестественной игре актеров, которая не позволила раскрыть характеры персонажей. Плоские, картонные, местами совершенно нелепые, они не вызывают сопереживания и не в силах обеспечить тебе полное погружение. А вот свежий сериал великолепен - начиная смотреть, не можешь остановиться. Ты проваливаешься в эту альтернативную, ужасающую и омерзительную до мурашек реальность.Атмосфера, переданная в книге, в самом изумительном виде предстает на экране. Первый сезон снят по роману, сюжет второго придуман сценаристами (говорят при помощи самой Маргарет Этвуд, но некоторые источники опровергают эту информацию). И это настоящий подарок - получить качественное и увлекательное развитие сюжета первоисточника, который имеет открытый конец. Увидеть, как сложились дальнейшие судьбы полюбившихся героев и становление их отношений воистину бесценно. Роли исполняются на надрыве, эмоции балансируют на грани. Несоответствие актеров четкому описанию, данному писательницей, благодаря этому не имеет значения. Выразительная эстетика, выверенность кадра, умелое использование света и цвета заставляют сердце замирать. Еще у сериала ошеломляющий и неожиданный саундтрек,сочетающий в себе несочетаемое :)

Маргарет Этвуд
Маргарет Этвуд

"Мы думали, у нас такие серьёзные проблемы. Откуда нам было знать, что мы счастливы?"
"Легкомыслие - не то же, что легкость мысли; над ним не надо трудиться."
"Мгновенно ничего не меняется:в постепенно закипающей ванне сваришься заживо и не заметишь."
"Миг предательства хуже всего, миг, когда понимаешь без тени сомнения, что тебя предали:что некий человек настолько желает тебе зла. Будто в лифте, который обрезали сверху. Падаешь, падаешь и не знаешь когда ударит."
"Я-словно комната, где прежде что-то случалось, а теперь не случается ничего, лишь пыльца сорняков, что растут за окном, носится по полу, будто пыль."
Маргарет Этвуд "Рассказ служанки"