Всем привет!
Продолжаем разбор ролика Вольнодумца про церковь в Дубровицах. В первой части поверхностно разобрались, что он нас снова "лечит", ибо даты основания церкви вообще никак не вяжутся с его "теорией" о Крещении России в XVII веке. Теперь, про нехарактерный для России стиль церкви и про наличие 4 входов. Напомню, "автор" уверен, что 4 входа не могут быть в христианской церкви. Ой-ли?
Сначала простое: нехарактерный стиль. Согласно источникам (а они лежат буквально на "поверхности"), строительством церкви занимались приглашенные итальянские мастера (в первой части об этом упоминает Корб). Итальянцы строили в привычном им западноевропейском стиле. При желании здесь можно сколько угодно искать заговор и след "ушедшей цивилизации", но надо мыслить глобально и мы объединим сразу два вопроса: своеобразные узоры на церкви и наличие 4-х входов (кстати, "автор" ставит себе в заслугу то, что он разглядел четвертый вход там, где он ныне заложен и сейчас реально функционируют 3-и входа, но сенсация ли это? Об этом напишу в конце). Итак, для дальнейшего нам нужно понимать, по каким правилам сооружались церкви.
Например, у церкви в Дурбовицах интересное сечение в виде закругленных углов:
Противоречит ли эта форма стандарту? Нет, это одна из форм:
А что с различными рисунками/лепнинами на стенах? Может различные солярные, лунные узоры не могут быть на христианской церкви? Или может быть там не положено быть различным гроздьям винограда и т.п.? Опять нет, читаем: "в борьбе с язычеством, в... завоевании мира, Церковь не усумнилась обратить на служение христианству многие „естественные" формы религии, бывшие обычными для язычества"... "Практика «воцерковления язычества», восходящая, как мы видели, к первым векам христианства, сохранялась в византийской, а затем, последовательно, и в русской церкви". То есть (и это не секрет), христианство заимствовало некоторые языческие признаки для более легкого обращения.
И тут для нас важно понять, насколько данные отступления прописаны. Окажется, что как такового канона архитектуры церкви не существовало. Первые попытки организации строительства церквей в России связаны с "Кормчей книгой", однако, читаем: "Эти правила нельзя назвать градостроительными, так как в них не ставится задача определения, где и какие именно (по виду) строить храмы и монастыри". Далее, времена Петра Первого и снова никаких строгих правил: "Святейший Синод, приняв несколько узаконений относительно икон и храмовой скульптуры, никак не касался архитектурной формы храма". И лишь "в период 1830-1840 созданы альбомы типовых проектов зданий... в том числе сельских церквей".
Таким образом, существовали рамочные нормы строительства религиозных сооружений. Но конкретно архитектуры они касались в малой степени. Алтарь на Восток - прекрасно. Но не критично, если он был смещен (что мы видим у церквей разного периода). Создавать церкви из камня? Да. Но можно и из другого материала. И так далее, примеры можно найти по ссылке, откуда я взял цитаты. То есть, тыкать в отдельную церковь пальцем и кричать, что это последний гвоздь в гроб официальной истории, как делает это "автор", как минимум, смешно.
Вернемся к 4-м входам. Мне встречалось следующее обоснование : четыре стены храма символизируют четыре народа, вошедшие в церковь. И тогда косвенно можно аналогично расшифровать и четыре входа: для четырех народов. Но сейчас о другом. "Автору" все-таки надо иногда заниматься изучением материала, а не просто кричать на каждом углу "я приехал и сам посмотрел". Потому что еще в 1804г церковь была описана так: "Храм окружен с резною вокруг из камня папертью с четырьмя парадными для входа крыльцами". В середине XIX века церковь подверглась реконструкции, после чего и приобрела современный вид с 3-мя входами. До тех же пор было 4-е входа. Поэтому не совсем понятен восторг "автора". Никто данный факт как-то и не скрывал. Просто книги надо читать сначала, а не бесполезно ездить.
А когда вот так бесполезно ездишь, начинаешь приплетать к этой церкви следующие гипотезы: что она была чуть ли не парламентом, что в подобных церквях проявлялись чудеса древнерусской демократии (типа, заходил народ с четырех сторон и голосовал). Опять будет про кресты-антенны, Теслу приплетет... А ролик вообще называется "Последний Ведический храм", хотя раньше он нам про ислам, католиков и язычников говорил, а про Веды ни слова... В общем, опять будет такой сумбур, что остается лишь схватиться за голову и надеяться, что край подобного бреда близок и даже самые одичалые последователи "автора" очнутся.
Еще примеры того, как нас "лечит" данный "автор" здесь и здесь