Коронавирус вводит свои правила. Людям приходится уходить на удалённый формат работы или уходить вообще. Стабильность пошатнулась, денег нет. Что в таких условиях можно сделать? Рассмотрим: карантин и удалёнка - это одно и то же, что делать если офис на время закрыли, что можно получить во время сокращения.
Удалённая работа как способ выжить
Удалённая работа предполагает, что работник делает то же самое, что и в офисе, но физически находится в другом месте. Поскольку объём работы не изменился, то и зарплата меняться не должна.
Форматом удалённой работы многих не удивишь. Программисты, дизайнеры, копирайтеры давно его освоили. Однако позиция многих директоров такова, что удалённый работник не эффективен. Вынужденный перевод людей в новый формат для них как нож по сердцу, поэтому очень хочется снизить оклад, ведь невозможно контролировать чем он там дома занят.
Тревоги директора - это тревоги директора. На зарплате они сказываться не должны. Перед уходом в удалённый формат надо составить дополнительное соглашение к трудовому договору, где будут прописаны все тонкости работы: зарплата, должностные обязанности, формы и отчётности и прочее. Переход на удалёнку возможен только по согласованию сторон. Работник не вправе прийти, и, притопнув ногой в панике, просить новый формат работы.
К тому же не каждого сотрудника можно беспрепятственно отпустить домой. С механиками, инженерами, плотниками понятно, но и офис не всегда может забрать с собой базы данных. Это будет не безопасно.
Что такое простой?
Люди меняют свои привычки - они боятся посещать общественные места, дохода нет, зарплату платить нечем. Возможно, некоторым фирмам вообще придётся закрыться. Что делать работникам? Ждать распоряжений руководства. В теории такая ситуация называется простой. Сотрудники компании отправляются по домам, а работодатель им платит ⅔ оклада.
Увольнение по собственному желанию
Сомнительно, что кому-то предложат предыдущий вариант. Практика предыдущих кризисов показывает, что работодателю проще заставить работников уволиться по собственному желанию, чем оплачивать простой или сокращать со всеми причитающимися выплатами.
Директор вызывает на ковёр и рассказывает о бедственном положении и тяжёлых временах, подсовывая бланк заявления. А то и похуже. Ничего не объясняет, а просто заставляет уволиться. На возражения угрожает увольнением по статье.
Для работника это самый проигрышный вариант, поскольку он ничего не получает, кроме последней зарплаты и компенсации неиспользованного отпуска.
Здесь есть несколько вариантов:
- Упорствовать и защищать свои права. При давлении идти в трудовую инспекцию.
- Подписать соглашение сторон. То есть, работник уходит, а работодатель платить ему отступные.
Сокращение - идеальный вариант
Права работника при сокращении полностью защищены. Работодатель должен сообщить о будущем сокращении за два месяца и произвести выплаты:
- Заработная плата.
- Компенсация неиспользованного отпуска.
- Выходное пособие - по общему правилу это среднемесячный заработок.
В течение месяца после сокращения больничный лист на оплату можно направлять работодателю.
Вынужденный карантин - не прогул и не повод для увольнения. Это такой же больничный, что и при болезни. Его полностью оплачивает ФСС, поэтому работодатель не должен быть против - он свои деньги не тратит.
Если же сотрудника на карантине нельзя заменить, то по отдельному соглашению можно обговорить удалённую работу. Вызов на работу из-под карантина чреват проблемами и для сотрудника, и для работодателя, и для всех окружающих.