Сегодня каждая вторая бизнес-новость – про коронавирус, а каждая третья (или первая, что уже не так важно) – про падение рубля. На фоне оценки силы удара коронавируса по мировым рынкам в одной новости и прикидки, станет ли рубль слабее доллара в 100 раз – в другой, тема, на которую хотелось бы порассуждать выглядит мелковато, но оттого ничуть не менее интересно. Речь идет о влиянии упомянутых двух напастей на автострахование.
Смотря как посмотреть
Такое влияние можно рассматривать раздельно и сообща. Охарактеризуем ситуацию более предметно. Падение рубля (для нас россиян), волатильность на валютном рынке (для нас и для «не нас»), с одной стороны и нарушения в работе поставщиков автомобильных комплектующих из-за пандемии коронавируса, с другой стороны определенно вынудят производителей автомобилей повысить цены как на новые машины, так и оригинальные запчасти. Конкретного повышения цен следует ожидать где-то в июне текущего года - так считают профильные эксперты.
История экономических катаклизмов показывает, что в кризисные времена кто-то из автопроизводителей меняет цены, в частности, на запчасти, след в след за изменением курса валют, а кто-то выжидает, стремясь получить конкурентное преимущество на рынке. Соответственно, стоимость восстановления одних марок автомашин может измениться немного, а других – значительно.
Тарифы «за» и «против» страховых портфелей
По мнению страховых аналитиков при таких колебаниях конъюнктуры страховщики будут вынуждены еще более внимательно формировать свои страховые портфели, чтобы менять тарифы, не отпугивая клиентуру их «высотой», и в то же время, не оставаясь в убытке, неоправданно занижая ставки.
Сами страховщики более категоричны в этом вопросе. Они считают, что «обрушение» рубля поднимет цены на добровольное страхование КАСКО. Тарифы вырастут пропорционально девальвации на 20 – 25 % для ввозимых авто и на 10 -15 % - для иномарок, собираемых в России. Представители автосервиса, в свою очередь, прогнозируют рост тарифов при страховании КАСКО отечественных моделей около 10 %. Правда, среди страховщиков есть более оптимистическое мнение, что по аналогии с 2014 – 2015 г.г. подорожание полиса КАСКО будет слегка отставать от темпов падения рубля.
«Иммунитет» ОСАГО и общие выводы
У ОСАГО в отношении рассматриваемых напастей «иммунитет» должен быть посильнее. Здесь надо вспомнить, что это вид обязательный, стоимость которого определяется государством и меняется не часто. Так что, полисы ОСАГО в обозримом будущем дорожать не будут (не должны, во всяком случае). В то же время, неизменность этих цен на фоне роста цен на запчасти, приводящего к удорожанию авторемонтных работ, скажется на качестве последних. В связи с этим, допустимым становится повышение убыточности ОСАГО. Тогда вернется проблема прошлого – отказы в страховании в отдельных местах. И все-таки маловероятно, что цены на ОСАГО пересмотрят.
Таким образом, если взаимная губительная активность рассмотренных вызовов – ослабление рубля и усиление коронавируса – не снизится в ближайшее время, российское автострахование ожидают непростые времена. Удорожание содержания автотранспорта всегда сильно волнует автовладельцев. Исключить всплески недовольства, вызванные этим явлением, должна помочь зрелость рынка автомобильного страхования и профессионализм его участников.