Найти тему

ЖБОТы: огневые точки из канализационных колец, которые защищали Ленинград

Очередная статья из серии, посвящённой экспонатам музея «Сестрорецкий рубеж».

В этой статье я покажу различные конструкции ЖБОТов — железобетонных огневых точек, найденных на территории КаУРа — 22-го Карельского укрепрайона.

ЖБОТы повсеместно использовались для укрепления обороны, а также для быстрого закрепления на местности при наступлении.

Конструкции ЖБОТов весьма разнообразны — тут и стационарные, и мобильные, и цельные, и разборные, и большие (для ведения огня), и малые (наблюдательные).

На позициях ЖБОТ чаще всего устанавливался на деревянный фундамент и засыпался камнями и землёй, там же устанавливались пулемёты различных моделей.

Некоторые ЖБОТы имеют бронепластину, защищавшую стрелка от фронтального выстрела. Реже встречаются дополнительные боковые бронепластины.

На некоторых ЖБОТах сверху видны транспортировочные кольца — они использовались для перевозки железобетонных элементов на автотранспорте.

Основной элемент ЖБОТа — железобетонные колпаки — массово изготовливались в мастерских укрепрайона.

Часто ЖБОТы создавались из канализационных колец — в них пробивались амбразуры и добавлялась бронеплита (как правило, такие колпаки имеют цилиндрическую форму), но также создавались и колпаки другой формы под конкретные нужды (обычно они имеют форму усечённого конуса). На видео выше можно посмотреть на такой колпак в разрезе — видно, что он состоит из двух отдельных колец, а сверху добавлена железобетонная плита.

Общее количество изготовленных ЖБОТов неизвестно, но есть данные, что за лето 1942 года их было изготовлено примерно 250 единиц.

Изнутри железобетонные колпаки обшивались досками.

На территории «Сестрорецкого рубежа» имеется множество ЖБОТов различных форм и сохранности — от идеально сохранившихся до почти полностью разрушенных.

В этом видео можно посмотреть на ЖБОТ, установленный на деревянном фундаменте, снаружи и изнутри. Хорошо заметны транспортировочные кольца на крыше и деревянная обшивка изнутри.

Спасибо за внимание!
Также вы можете почитать предыдущий материал из этой серии — про реконструированный ДЗОТ, и следующий — про вспомогательный артиллерийский капонир «Моська»