Потребность в безопасности вызывает серьезные экономические процессы. Стремление себя уберечь стимулирует панику, а иногда кризисы и социальные взрывы.
Примеров в истории и текущей ситуации масса. Так, например ситуация с короновирусом .
Информация о пандемии - вызвала повышенный спрос на самые дешевый (и не всегда высококачественные) товары долгого хранения (с долгосрочностью некоторых из этих товаров тоже спорный момент).
С полок начали исчезать дешевые макароны, соль, сахар (про закупку мешков с сахарам я помню еще в 90-е годы, но сейчас видимо это спасение 3 закрывшихся сахарных заводов), и стратегический продукт России - гречка.
Сегодня в супермаркете "Магнит" увидела даже объявления - что если нет товаров, то они их везут 24 часа в сутки.
Тут можно и про маски медицинские вспомнить - их точно уже месяц как нет в аптеках, а если появляются то по спекулятивной цене (вместо 1,5 цена возросла в разы за штуку в аптеках при условии ее использовании только 2 часа!). Сейчас обещают ситуацию исправить -даже в наш город ввезти китайские (!) маски.
Но возникает вопрос чем стимулируется такой ажиотажный спрос - страхом будущих событий и, да, опытом прошлого.
Такое явление - открытие сегодняшнего дня.
Так, рост спроса и одновременный рост цен на товары первой необходимости в экономике получили название спрос на товары Гиффена.
Английский экономист Роберт Гиффен (1837—1910) был журналистом и статистиком, государственным служащим, а не теоретиком.
Он описал ситуацию ( на примере голода в Ирландии 1845—1849) , когда картофель был основным продуктом питания в Ирландии, и хотя из-за неурожая цены на картофель непомерно возросли, его потребление повысилось. Затем шло пояснение, что у бедных людей доля затрат на продукты питания в бюджете значительна и не покупают продукты дешевые и калорийные. При росте цен возникает страх их неполучения и возникает ажиотажный спрос. Ряд исследователей потом опровергали эту идею, но по мне в чем-то он прав.
Эффект наиболее проявляет себе непосредственно в ЧС и там где высокая доля бедного населения
К товарам Гиффена относятся - картофель, сахар, макароны, в Азии - рис, в России - гречка.
Почему здесь важна историческая память как элемент порождения повышенного спроса. Если рассматривать текущую ситуацию, то кто первый закупает все эти товары - пенсионеры и люди предпенсионного возраста, то есть те кто пережил в основном эпоху тотального дефицита. У них есть страх ("не хватит"). Для них лучше затариться: забить гаражи, чердаки тем что пока доступно, по причине страха пустых полок.
Вот характерное фото (как раз супротив Университета- угол Радищева /Волжской) за сахаром и подсолнечным маслом.
Готовы получить талоны, отстоять очередь (и это не один час из тысячи человек), переписываться по номерам на руке? Отчасти это именно вызывает страх
Страх пережить еще раз - вызывает у части населения именно эффект запаса на всякий случай.
Есть еще один момент - увязка всего этого с валютными колебаниями (вырос курс валюты). Давайте разберемся: экономика производства не может быть на 100 % связана с курсом иностранной валюты если не два условия - рост импорта и "ресурсная игла". Выводы делайте сами...
МАТЕРИАЛ по ЭКОНОМИКЕ (добавляем!)
НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО И МОРАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
БЕСПЛАТНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТА - БЛАГО КАК МЕЧТА
Спасибо что дочитали!
Буду рада подпискам, лайкам и комментариям (даже спорным!) и вопросам.