Найти тему
Мир кино

ЭКОНОМИКА СТРАХА или о насущном

Потребность в безопасности вызывает серьезные экономические процессы. Стремление себя уберечь стимулирует панику, а иногда кризисы и социальные взрывы.

Примеров в истории и текущей ситуации масса. Так, например ситуация с короновирусом .

Информация о пандемии - вызвала повышенный спрос на самые дешевый (и не всегда высококачественные) товары долгого хранения (с долгосрочностью некоторых из этих товаров тоже спорный момент).

С полок начали исчезать дешевые макароны, соль, сахар (про закупку мешков с сахарам я помню еще в 90-е годы, но сейчас видимо это спасение 3 закрывшихся сахарных заводов), и стратегический продукт России - гречка.

-2

Сегодня в супермаркете "Магнит" увидела даже объявления - что если нет товаров, то они их везут 24 часа в сутки.

Тут можно и про маски медицинские вспомнить - их точно уже месяц как нет в аптеках, а если появляются то по спекулятивной цене (вместо 1,5 цена возросла в разы за штуку в аптеках при условии ее использовании только 2 часа!). Сейчас обещают ситуацию исправить -даже в наш город ввезти китайские (!) маски.

Но возникает вопрос чем стимулируется такой ажиотажный спрос - страхом будущих событий и, да, опытом прошлого.

Такое явление - открытие сегодняшнего дня.

Так, рост спроса и одновременный рост цен на товары первой необходимости в экономике получили название спрос на товары Гиффена.

Английский экономист Роберт Гиффен (1837—1910) был журналистом и статистиком, государственным служащим, а не теоретиком.

Роберт Гиффен
Роберт Гиффен

Он описал ситуацию ( на примере голода в Ирландии 1845—1849) , когда картофель был основным продуктом питания в Ирландии, и хотя из-за неурожая цены на картофель непомерно возросли, его потребление повысилось. Затем шло пояснение, что у бедных людей доля затрат на продукты питания в бюджете значительна и не покупают продукты дешевые и калорийные. При росте цен возникает страх их неполучения и возникает ажиотажный спрос. Ряд исследователей потом опровергали эту идею, но по мне в чем-то он прав.

Эффект наиболее проявляет себе непосредственно в ЧС и там где высокая доля бедного населения

К товарам Гиффена относятся - картофель, сахар, макароны, в Азии - рис, в России - гречка.

Почему здесь важна историческая память как элемент порождения повышенного спроса. Если рассматривать текущую ситуацию, то кто первый закупает все эти товары - пенсионеры и люди предпенсионного возраста, то есть те кто пережил в основном эпоху тотального дефицита. У них есть страх ("не хватит"). Для них лучше затариться: забить гаражи, чердаки тем что пока доступно, по причине страха пустых полок.

Вот характерное фото (как раз супротив Университета- угол Радищева /Волжской) за сахаром и подсолнечным маслом.

Фото с сайта старый Саратов  https://oldsaratov.ru/comment/139373 . Только вот автор фото ошибся - это фото не очередь за хлебом, а рядом был магазин -там отоваривали талоны (при чем отоваривали их по районам) в 1993 году
Фото с сайта старый Саратов https://oldsaratov.ru/comment/139373 . Только вот автор фото ошибся - это фото не очередь за хлебом, а рядом был магазин -там отоваривали талоны (при чем отоваривали их по районам) в 1993 году

Готовы получить талоны, отстоять очередь (и это не один час из тысячи человек), переписываться по номерам на руке? Отчасти это именно вызывает страх

Взято из открытых источников сети Internet  - талоны
Взято из открытых источников сети Internet - талоны
Взято из открытых источников сети Internet
Взято из открытых источников сети Internet

Страх пережить еще раз - вызывает у части населения именно эффект запаса на всякий случай.

Есть еще один момент - увязка всего этого с валютными колебаниями (вырос курс валюты). Давайте разберемся: экономика производства не может быть на 100 % связана с курсом иностранной валюты если не два условия - рост импорта и "ресурсная игла". Выводы делайте сами...

МАТЕРИАЛ по ЭКОНОМИКЕ (добавляем!)

НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО И МОРАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

ТОВАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Потребности в экономике

БЕСПЛАТНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТА - БЛАГО КАК МЕЧТА

Спасибо что дочитали!

Буду рада подпискам, лайкам и комментариям (даже спорным!) и вопросам.